Помочь подростку сделать правильный выбор – главная задача профориентационной работы в школе. В образовательных учреждениях района профороентации отводится важная роль, она рассматривается как неотъемлемая составляющая всей системы учебно-воспитательной работы.
ПРОЕКТ "АГРОМАРАФОН"
Учащиеся знакомятся с миром профессий через предметные уроки, тематические классные часы, интересные встречи, дискуссии, экскурсии на производство и предприятия, мастер-классы, профпробы, сотрудничество с высшими и средними учебными заведениями региона.
Но во всех этих мероприятиях ребёнок чаще всего – пассивный слушатель, наблюдатель. По-настоящему заинтересовать профессией можно лишь дав человеку возможность в неё погрузиться.
Дать школьникам возможность попробовать себя в деле, показать, какие современные профессии востребованы сейчас в сельских предприятиях района, где с ними можно работать и, что не менее важно, поспособствовать возвращению молодых людей в родное село – задачи, которые поставили перед собой руководители и наставники актуального профориентационного проекта "АгроМарафон", разработанного молодыми специалистами КФХ Е.П. Цирулева и инициативной группой Приволжской школы №1.
Проект был запущен в октябре прошлого года, в ходе его реализации учащиеся 8-11 классов получили возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью, участвовать в производственных процессах на практике, обучаться и развиваться в разных направлениях, имея доступ и к современной технике, и к лабораторному высококлассному оборудованию.
Побеседовав с молодыми специалистами - наставниками КФХ Е.П. Цирулёва Даниилом Цирулёвым и Иваном Прокопенко и директором школы №1 Приволжья Светланой Александровной Фирсовой, корреспондет "ПВ" убедилась: совпадение профориентационных потребностей образовательного учреждения и материально-технических и профессиональных возможностей сельскохозяйственного предприятия высочайшего уровня могут привести к нужным результатам для обоих.
Даниил Цирулёв:
"Сельское хозяйство – отрасль, прошедшая через многие потрясения. Сейчас она на новой волне, когда заниматься этим стало вдруг очень популярно. Огромная поддержка государства, большие денежные вливания дали возможность сельхозпроизводителям воплощать в жизнь грандиозные проекты, у сельчан появилась возможность делать современную работу и получать за это хорошие деньги. Но на фоне такого сельскохозяйственного благополучия наиболее остро стала проявляться проблема кадрового голода, вполне объяснимого теми годами сельского застоя и упадка, когда молодёжь ну никак не хотела быть рабочими в поле или на ферме.
Проблему эту видят все: и производители, и высшие учебные заведения, и предприниматели. Наше крестьянско-фермерское хозяйство ставит её решение во главу угла, понимая, что в молодых кадрах – его будущее. А начинать нужно, конечно же, со школы. Так и возникла идея "АгроМарафона", поддержанная С.А. Фирсовой, директором первой школы Приволжья".
Светлана Александровна Фирсова:
"В практике нашей школы, как, впрочем, и других образовательных учреждений района, нередки случаи, когда выпускник выбирает профессию, которая становится ему не интересна, когда молодой человек понимает, что потратил драгоценное время зря. Тогда возник вопрос: а почему бы не заняться углублённой профориентационной работой раньше, с 8 класса, например. Предложение молодых специалистов КФХ Е.П. Цирулёва о сотрудничестве было как нельзя кстати. Крупнейшее, стабильно развивающееся предприятие с современной материально-технической базой, научной лабораторией международного класса, высококлассными специалистами – не каждый сельский район располагает таким хозяйством, способным показать возможности и перспективы интересной работы для молодёжи на селе".
ГЛАВНОЕ – ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ
Работу начали в четырёх направлениях, наставниками в которых являются специалисты предприятия. Интересующее направление ученики выбрали сами, но только после того, как каждый наставник рассказал о своей работе, показал, чем он занимается. Современные дети, выросшие на компьютерах, конечно, предпочтение отдали информационным технологиям: группа И. Прокопенко оказалась самой многочисленной – 20 человек. В информационной "лаборатории" ребята учились работать с компьютером и квадрокоптером, без которых сложно представить сейчас работу современного сельхозпредприятия. Всего же проектом охвачены 50 учащихся с 8 по 11 классы. С каждым молодым специалистом работает модератор – преподаватель школы, который оказывает педагогическое сопровождение проекта.
Работа выстроена по трём модулям: обзорно-познавательный (Агро-просвет), в рамках которого ребята посещали занятия на базе школы и хозяйства, совершали экскурсии на предприятие, в ссузы и вузы, участвовали в видеомостах; практико-ориентированный (Агро-проба), позволивший участникам проекта окунуться в профессии, попробовать себя в роли, например, лаборанта. На полях предприятия, в мастерских, в производственных цехах, в научной лаборатории были для них организованы профессиональные пробы, мастер-классы, практические занятия; научно-образовательный (Агро-Я) модуль завершает первый год работы проекта. Он предлагает ребятам посещение выставок, участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах.
ЧТО В ИТОГЕ
Сейчас "АгроМарафон" вышел на заключительный, учебно-образовательный, модуль. Перед его началом наставники провели с ребятами деловую игру, по итогам которой сформировали команды для решения важной в проекте задачи – написание научно-практической работы, которая будет являться итогом работы в проекте. Защищать свои бизнес-планы ребята будут индивидуально либо микрогруппами в конце учебного года. Планируется, что в защите детских работ примут участие преподаватели Самарского государственного аграрного университета, с которым школа, благодаря "АгроМарафону", начала тесное сотрудничество. Одну из проектных консультаций для участников проекта проводила М.В. Китаева, преподаватель с многолетним стажем, эксперт в области проектной деятельности, бизнес-тренер, имеющий многолетний опыт в реализации конкурсных проектов, в том числе на молодежном форуме ПФО "iВолга". Детские проекты могут стать основой для будущих исследований, что очень важно для будущих студентов-аграриев.
"Надеемся, что среди агромарафонцев есть будущие студенты аграрного вуза", – говорит С.А. Фирсова. В мае педагоги, наставники и дети подведут итоги и начнут планировать год будущий. А планов у них много.
ПОЧЕМУ У НАС
Вопросам подготовки кадров для отраслей АПК уделяется большое внимание на всех уровнях власти. В феврале на базе Приволжского района состоялся семинар - совещание под руководством министра сельского хозяйства и продовольствия региона Н.В. Абашина, на котором обсуждались вопросы кадровой политики. Наша территория была выбрана неслучайно: крупные сельхозпредприятия района имеют положительные практики работы во взаимодействии с системой среднего профессионального образования и образовательными организациями. Наряду с другими был представлен положительный опыт целенаправленной работы по профориентации и заинтересованности выпускников школ в получении "сельской" специальности КФХ Е.П. Цирулёва. Проектом "АгроМарафон" заинтересовалось руководство Самарского аграрного университета. Ректор вуза С.В. Машков и декан агрономического факультета Н.М. Троц поддержали организацию на базе Приволжской школы №1 агроклассов с 1 сентября 2023 года. Проект предполагает, что заниматься в них будут не только учащиеся первой школы, но и всех школ района. Преподавателями станут педагоги школы №1, привлечённые специалисты, в том числе – аграрного университета.
6 апреля министр образования и науки Самарской области В.А. Акопьян на базе Приволжской школы №1, участвующей в проекте "Агроклассы 2.0", провёл совещание по вопросу открытия агроклассов в регионе. Данный проект запущен с целью пополнения кадрового резерва сельскохозяйственных предприятий, развития регионального агропромышленного комплекса, профессиональных навыков обучающихся 9-11 классов с учётом спроса сельскохозяйственной отрасли на конкретные специальности. Классы агротехнического направления будут созданы на базе не только первой школы районного центра, участницей проекта стала и Приволжская школа №2. Эти образовательные учреждения выбраны неслучайно: на территории Приволжского района располагаются крупнейшие современные сельхозпредприятия, участие которых в проекте – одно из условий его реализации.
В агроклассах будут реализовываться программы углублённого изучения предметов естественнонаучного цикла, математики, информатики, а также дополнительные образовательные программы: "Сельскохозяйственная биотехнология", "Основы ветеринарии", "Цифровые технологии в АПК", "Основы химического мониторинга агроландшафтов". В рамках реализации проекта также планируются профильные смены по сельскохозяйственному направлению, лекции и семинары на базе Самарского государственного аграрного университета, практика на сельскохозяйственных предприятиях, в числе которых – ИП Глава крестьянско-фермерского хозяйства Цирулёв Е.П. и ООО "Сад".
И. Прокопенко:
"Важно научить ребят защищать проекты, отстаивать свою точку зрения, работать в современных компьютерных программах, создавать качественные презентации".
"АгроМарафон" – проект с продолжением, дети участвуют в нём с интересом, увлечённо.
– Почему? – задала я вопрос Светлане Александровне.
– Материально-техническая база КФХ Е.П. Цирулёва и его талантливые, профессиональные молодые специалисты, ответственно относящиеся к порученному делу, качественно проводящие каждое занятие – вот ответ на вопрос. Детям очень интересно, – говорит Светлана Александровна.
Д. Цирулёв:
"Пусть эти ребята и не свяжут свою жизнь с аграрным сектором, но они будут знать, что в их районе есть такое хозяйство, куда они могут вернуться, чтобы "стартонуть", чтобы делать красивую работу на родной территории".
"Агрокласс" – проект Министерства науки и высшего образования РФ. Основная цель – реализация доктрины продовольственной безопасности России. В регионе проект реализуется под руководством Министерства науки и образования Самарской области. Задача агроклассов – привить ученикам интерес к сельскому хозяйству.
Организованное в 2003 году КФХ Евгения Павловича Цирулёва является одной из визитных карточек района и настоящим флагманом сельскохозяйственного производства.
Здесь выращивают разные культуры, отдельное место занимает соя – специалисты экспериментируют с сортами, используют высококлассный семенной материал.
Хозяйство активно сотрудничает с российскими научно-исследовательскими институтами, на собственных полях проводит апробацию современных технологий.
Работает здесь уникальная научно-исследовательская лаборатория. Молодыми учеными, выпускниками самарских вузов, некоторые из которых являются выпускниками районных школ, ведется большая работа по подготовке отечественного высокопродуктивного семенного материала.