Накануне праздника мы встретились с ветераном педагогического труда, отличником народного просвещения Зинаидой Яковлевной Власюк.
Беседа с Зинаидой Яковлевной Власюк из Заволжья, учителем с 45-летним стажем, женщиной с прогрессивным взглядом на события, следящей за всеми новшествами в современном образовании, заставила вспомнить меня о подвижниках. У слова "подвижник" в русском языке не одно значение. Главное из них: подвижник совершает не одномоментный геройский поступок, а изо дня в день стойко преодолевает любые трудности и лишения. Такие люди были, есть и будут в нашем народе. В том числе и среди педагогов, тружеников на ниве просвещения, призвание которых "сеять разумное, доброе, вечное", обучать, воспитывать, готовить к активной жизни подрастающие поколения. Конечно, лучшая награда для педагога – благодарность учеников. И всё же государство предусматривает официальные поощрения для наиболее отличившихся.
Награды за учительство
На столе в комнате Зинаиды Яковлевны – папочка с аккуратно сложенными грамотами районного, областного и всероссийского уровней. Здесь же, в как новеньких коробочках – медали "За служение людям", "Победитель социалистического соревнования", "Ветеран труда", орден "Знак почёта". По-особенному, с гордостью, ветеран педагогического труда показывает свою главную награду – значок "Отличник народного просвещения СССР". "Просто работала, отдавая себя школе и детям, старалась делать своё дело честно, ответственно, с любовью – вот и всё", – говорит Зинаида Яковлевна, уловив мой удивлённый взгляд.
Среди бережно хранящихся документов из прошлого нахожу состаренный временем листок, датированный 1958 годом – комсомольская путёвка на имя нашей героини в Казахстан, на уборку целинного урожая. И такая страничка была в жизни настоящей комсомолки. Причём, вспоминала она её как лучшую, как некий опыт, какого не получишь больше нигде.
Страничка из жизни комсомолки
Комсомольская юность моей собеседницы выпала на 50-60 годы прошлого столетия. Жизнь этого поколения связана была с целиной.
Первые посланцы комсомольских организаций СССР отправились на целину в 1954 году. Зина оказалась в Казахстане в 1958, будучи студенткой второго курса математического факультета Куйбышевского педагогического института. Женщина вспоминает нелёгкий период как лучшее время, и я понимаю её – это была молодость, которой не страшны трудности, молодость, окрашенная романтикой, верой, что ты делаешь важное для страны дело.
– Это был всеобщий порыв: стране нужна помощь, пропадает в полях хлеб, – рассказывает Зинаида Яковлевна. – Поехал весь курс. Состав из 30 товарных вагонов, студенты авиационных, медицинских, педагогических институтов со всех концов СССР весело, с песнями ехали на уборку урожая в Казахстан.
О том, что будет нелегко, молодые люди знали, но были уверены, что обязательно справятся.
– Всем хотелось увидеть целинные земли, встретиться с новоселами, – вспоминает женщина. – В темную ночь едем в намеченное хозяйство – Кустанайская область, зерносовхоз "Лесной"... А на следующий день, закончив размещение, приступаем к работе.
Немалые трудности пришлось испытать молодым людям. Зинаиду, как и других девушек из группы, поставили на сеялку, их в сцепке четыре. Её задача – чтобы не застревало в сеялке зерно, из-за чего будет брак в работе. Работала девушка и на копнителе, и зерно на элеватор сопровождала, а прежде его в машину студенты загружали, а на элеваторе выгружали. Рабочий день – 8 часов, в шуме, пыли и постоянном напряжении. Жили студенты в степи, в землянке-мазанке. Спали на соломенных матрасах и подушках. Работали под дождем, бывало, недоедали. "Но без трудностей – что за счастье! На целине не было нытиков, а если и попадались, то единицы на тысячу, – говорит Зинаида Яковлевна. – Уставали так, что, казалось, не удержаться на ногах, но юность брала свое: по вечерам организовывали концерты художественной самодеятельности, танцы, а ранним утром снова шли к своему рабочему месту с желанием работать еще лучше". Героиня нашего очерка уверена, что настоящую жизненную закалку и стойкость получила она именно там, на целине. Эти качества ей не раз помогали и в жизни, и в работе.
Школа – дело всей жизни
Школа стала поистине делом всей жизни для Зинаиды Яковлевны. Сделать выбор в пользу учительства помог ей отец, который учил дочерей тому, что в первую очередь нужно учиться и познавать мир. А сделать это можно только с помощью учителя – так говорил он своим детям. К учителям относился с уважением и трепетом, считая их самыми важными людьми в жизни каждого человека. "Всему умному и доброму вы научитесь у учителя", – говорил он детям.
Студенческие годы Зинаиды Яковлевны пришлись на пятидесятые послевоенные годы. "Родители в колхозе работали, зарабатывали "палочки", а одеться так хотелось", – вспоминает она и показывает студенческие фотографии. – Видите, как бедно одета была. И решила я после 3 курса перейти на заочное отделение, чтобы пойти работать и позволить себе хорошо одеться". Родители дочь поддержали, и стала она учителем математики в Кашпирской школе, где проработала с 1961 по 1966 годы. На работу из Хотомли ходила пешком, каждый день, в любую погоду. А в 1969 году построили школу в Заволжье (до этого была только начальная), с тех пор и до 2003 года З.Я. Власюк работала в этой школе.
Ни разу наша героиня не раскаялась, что выбрала эту профессию. Она с такой любовью говорит о детях, о школе, что нет сомнений – передо мной человек, состоявшийся в профессии, счастливый человек. До сих пор она помнит, кто за какой партой сидел, какие бантики носил, кружавчики на фартуке какими были. Не сосчитать учеников, которым она отдала свое сердце, сколько вложила в них знаний, посеяла в детских душах семена "разумного, доброго, вечного".
"Хорошего все-таки в судьбе педагога больше, чем плохого. Я тут как-то карту России рассматривала. Так, куда только пальцем ни ткну – попадаю в город или место, где мои выпускники живут и работают. И радуешься тихой светлой радостью, что в становлении человека есть и частичка моего труда".
Зинаида Яковлевна гордится успехами своих воспитанников, сопереживает их неудачам, помогает советом. И радуется, когда выпускники её, которым сейчас уже за 60 и 70 лет, навещают учительницу свою в дни рождения. "Лучшие сейчас для меня моменты жизни", – говорит она.
Во время нашей беседы мы много говорили о современной школе, вспоминали её советское прошлое. Конечно, звучали разные мнения, но в главном мы были едины: школа должна существовать для ребёнка, жить его интересами и потребностями. В заключение я попросила Зинаиду Яковлевну дать совет молодому учителю, начинающему путь в профессию. "Иметь глубокие знания, постоянно самообразовываться и развиваться, следить за всеми изменениями и, самое главное, любить детей. Не себя ставить главным в школе, а ребёнка. Тогда что-то получится", – ответила она.