Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.
Начальная школа – начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания.
Формирование таких качеств у детей особенно эффективно происходят в процессе проектной деятельности. Проектная деятельность-форма учебно-познавательной активности учащихся, заключающейся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели.
Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов Саратовской области. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т.д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, педагогами и учащимися нашей начальной школы был создан проект по теме: "Лес - наше богатство".
Исполнялся проект в течение одного месяца. Его реализацию осуществляли дети под руководством педагогов и с помощью родителей. В процессе реализации этого проекта проводились разные мероприятия: анкетирование по данной проблеме, создание газет и альбомов с фотографиями мероприятий, фото - выставка "Дары леса", выставка рисунков "Лесной пейзаж", о растениях и животных нашего края дети писали сочинения, викторина "Лесные растения", конкурсы стихов и загадок "Звери нашего леса". Самым запоминающимся был конкурс экибан и лесных букетов. Здесь творчеству детей и их родителей не было предела.
Знание норм и правил поведения в лесу дети продемонстрировали в ходе мероприятия "Как вести себя в природе" и познакомились с экологическими играми, которые можно проводить на прогулке в лесу. На заключительном этапе провели защиту проектов по классам. Первые классы (классные руководители А.Н. Назарова и Г.А. Осипова) защитили проект по теме "Животные наших лесов", вторые классы (классные руководители Е.В. Логинова и И.В. Славина) – "Растения нашего края", третий класс (классный руководитель О.Ю. Ануфриева) – "Красная книга", четвертые классы (классные руководители М.М. Новоженина и Н.М. Иванова) – "Использование леса в производстве".
Совместная деятельность сближает учителей, родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.
Формирование ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Поэтому закладывать основы экологической культуры необходимо в раннем возрасте, как отметил М. Кинг "Нужное дело надо делать вовремя".
Руководитель ШМО учителей начальных классов.Е. В. Логинова