Среди активно конкурирующих коммерческих организаций, осуществляющих деятельность в различных направлениях, в качестве одного из способов недобросовестной конкуренции часто встречается коммерческий шантаж либо подрыв деловой репутации конкретных должностных лиц или лиц, выполняющих управленческие функции в негосударственных организациях. Встречаются также случаи совершения указанных действий в отношении представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления с целью искусственного создания доказательств, которые могут быть использованы при производстве по уголовному делу, или шантаже.
В случае, если взятка (в виде денег, иного имущества, оказания услуг) передаются должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, не с целью получения от этого лица конкретной услуги, входящей в круг его служебных полномочий, а для создания условий, при которых лицо может быть привлечено к уголовной или дисциплинарной ответственности либо поставлено в психологическую или иную зависимость от злоумышленника указанные действия подпадают под признаки состава преступления, предусмотренного статьей 304 Уголовного кодекса РФ.
Данной нормой предусмотрена уголовная ответственность за провокацию взятки или коммерческого подкупа.
При этом ответственность по ст. 304 Уголовного кодекса РФ наступает лишь в случае, если при передаче взятки лицо заведомо для виновного не совершало действия, свидетельствующего о его согласии принять взятку, или отказалось ее принять.
Для признания наличия в действиях виновного состава преступления не имеет значения, осознавало ли лицо, которому передавались деньги или иное имущество, сам факт их передачи ему, или деньги (имущество) были подброшены незаметно для него либо вручены обманным путем. С учетом этих особенностей указанное преступление фактически обладает признаками имитации взятки или коммерческого подкупа.
В связи с тем, что провокация взятки либо коммерческого подкупа совершается без ведома либо вопреки желанию лица (ими могут быть как лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, так и должностные лица органов власти, органов местного самоуправления) указанные лица не подлежат уголовной ответственности за получение взятки либо за коммерческий подкуп ввиду отсутствия события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Однако в случае, если указанные лица согласились принять незаконное вознаграждение в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа, в таком случае действия злоумышленника исключают квалификацию содеянного по статье 304 Уголовного кодекса РФ.
В качестве субъекта преступления могут выступать как должностные лица (прежде всего оперативные сотрудники правоохранительных органов), так и иные граждане, обладающие общими признаками субъекта преступления: вменяемостью и возрастом не менее 16 лет.
От провокации взятки следует отличать оперативный эксперимент – оперативно-розыскное мероприятие, проводимое в соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и имеющее своей целью изобличение в совершении преступления лица, инициировавшего дачу взятки или коммерческий подкуп. В отличие от оперативного эксперимента, при провокации взятки инициатива в передаче денег или оказании имущественной услуги исходит от лица, передающего деньги или оказывающего услугу, которое при этом изначально стремится сформировать доказательство совершения должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, преступления.
Также следует отграничивать подстрекательские действия сотрудников правоохранительных органов, спровоцировавших должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, на принятие взятки или предмета коммерческого подкупа.
Указанные действия, как подчеркивается в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях", совершаются в нарушение требований ст. 5 Федерального Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и состоят в передаче взятки или предмета коммерческого подкупа с согласия или по предложению лица, когда такое согласие было получено в результате склонения этих лиц к получению ценностей при обстоятельствах, свидетельствующих о том, что без вмешательства сотрудников правоохранительных органов умысел на их получение не возник бы и преступление не было бы совершено.