Кто нам диктует судьбы,
Время сплетая в нить?
Есть на планете люди –
Им интересно жить.
Пляшут, поют, рисуют,
Ходят на речку, в лес,
Ног под собой не чуют,
Видимо, крылья есть.
Так утоляют жажду
У родника в тиши,
Видят в минутке каждой
Лакомство для души.
Будто слагают песню
В переизбытке чувств.
Я не могу так. Честно.
Может быть, научусь?
Я глубоко ошибался, ранее представляя многодетную мать замученной жизнью женщиной. Хотя логика в моих рассуждениях была железобетонной – стирка, уборка, кухня, школа, детский сад, интенсивная работа, строгий начальник, голодный муж… В списке необходимых дел и забот я, разумеется, многое пропустил, но женщины меня поправят.
Изначально моё знакомство с Еленой было односторонне виртуальным. На музейной выставке работ "Варнавинских кудесников" я вдруг почувствовал взгляд в спину, обернулся, встретился глазами с девочкой, и… надолго задержался у портрета. До меня не сразу дошло, что девочка с иного континента, и говорит на другом языке, да и, вероятнее всего, этот образ собирательный. Но вот зацепил взгляд, и отпускать не хочет.
Организаторы выставки подсказали имя художника, рассекретили место работы. Журналисты поделились номером телефона, помогли договориться о встрече. Это было невероятно сложно, всё-таки очень занятой человек, многодетная мама… Впрочем, об этом я уже говорил.
Иду по указанному адресу, ага, где ещё может работать творческий человек, как не в Центре развития творчества. Открываю дверь и попадаю… на персональную выставку художника Елены Валерьевны Ступневой. Шёпотом интересуюсь на вахте: "Это постоянно действующая экспозиция, или… Да что вы говорите, персональная выставка персонально для меня?" В очередной раз убеждаюсь, что творческие личности невероятно щедры – богатство души под спудом не лежит.
Прошу рассказать Елену, с чего всё начиналось? Как у всех (у всех ли) – с детства. Маленькая Лена писала стихи, пела, танцевала, рисовала. Ходила на всевозможные кружки – училась шить, вязать, валять. (Да, а я в детстве дурака валял, вот рисовать и не умею.) А чем занимается большая Лена? Кормит, стирает, убирает. Растит и воспитывает детей в количестве четырёх творческих индивидуумов – три сыночка и лапочка-дочка. И далее по списку – шьёт, вяжет, рисует. Только список этот постоянно растёт и вширь, и вглубь, и количественно, и качественно.
Просматриваю работы и понимаю, что я ничего не понимаю. Не только – как можно столько успеть, но и – как можно такое чудо СОТВОРИТЬ? Не нашёл я другого глагола, да и этот – не удержался, написал крупными буквами. Как автор, имею полное право. Спрашиваю:
– Елена Валерьевна, из чего изготовлен, простите, сотворён сей экспонат?
– Из бумаги.
– Из какой-такой бумаги?
– Обычной, можно и из газетной.
Оказывается, есть вид творчества, называемый "плетение из бумажной лозы". (Да, не тем я в детстве занимался, ой, не тем.) А ещё есть "тестопластика". Недоверчиво спрашиваю:
– А это что? Мне вот кроме бабушкиных пирожков ничего на ум не приходит.
– Готовится тесто, лепится фигурка, сушится, раскрашивается – готово. Только недолговечно – пересыхает, крошится. А вот это сделано из синельной проволоки.
– Давайте уточним написание, я знаю слово "синильная". Ага, спасибо, расширяю свой словарный запас.
Опережая мои вопросы, художница рассказывает о своём опыте создания мягкой игрушки:
– При создании игрушки можно использовать самые различные материалы – флис, капрон, фетр, бязь. Комбинированная техника – вот в этой мышке шесть видов материалов. И это далеко не предел, всё зависит от вашего знания, умения, желания, ну, и каким видится конечный результат. После работы с тканями-игрушками пришла к изделиям из фоамерана.
– Ой-ой-ой, Елена Валерьевна! Вот здесь давайте точно по буквам, по одной букве, иначе навру.
– Ф-о-а-м-е-р-а-н. Универсальный пластичный материал, из которого можно сделать всё, что угодно. Маски, объёмные фигуры, цветы…
– А покажите цветы из этого… фоамерана (почти без запинки произнёс).
– Так вот стоят.
Восхищаюсь, и решаю больше помалкивать про себя, дабы снова не попасть пальцем в небо. Подходим к портретной галерее, написанной всего за девять месяцев. Пытаюсь посчитать в уме: количество дней, портретов… и опять понимаю, что я ничего не понимаю. Акварель, гуашь, акрил, масло, пастель… Я решил помалкивать, но Елена Валерьевна, как истинный художник, умеет читать по глазам и отвечает на мои немые вопросы:
– Больше пишу по ночам. Портреты рисую с фотографий. В перспективе – с натуры. Сегодня у меня в приоритете живопись и фоамеран. Участвую в международном благотворительном цветочном флеш-мобе. Желающие делают цветы, высылают организатору. Собирается букет, продаётся на интернет-аукционе, средства перечисляются опекаемым нами двум больным детям. География флеш-моба приличная – букет собирается из 4 стран, 16 городов.
Понимаю, что самое ценное для увлечённого человека – время, с неохотой прощаюсь и задаю вопрос:
– Вы считаете себя счастливой?
Без раздумий получаю ответ:
– Я не считаю себя счастливым человеком, а являюсь им!