Если автобусное сообщение с райцентром организовано только два раза в неделю – по понедельникам и пятницам (и то с перебоями), то железнодорожное со станцией Сухобезводное – каждый день. Есть ранний поезд – в пять часов пятьдесят минут, а также утренний – в одиннадцать часов семь минут. Вернуться в посёлок можно вечером по расписанию в двадцать два часа тридцать минут.
– Железная дорога нас просто спасает, – говорят местные жители. – Нам в Нижний Новгород удобней выбраться, чем в Варнавино.
Эта самая дорога жизни переживала разные времена, был момент, когда она и вовсе закрывалась. "Момент" этот длился с двухтысячного года целых девять лет, и население сполна прочувствовало отсутствие жизненно важной транспортной артерии. Сейчас по обновлённому пути осуществляются не только пассажирские, но и грузовые перевозки. Единственный минус – год назад местная бригада по обслуживанию путей была расформирована. Но напомнить о людях, которые на протяжении десятков лет обеспечивали безопасность на железной дороге, тем более, в преддверии профессионального праздника железнодорожников, стоит.
Вадим Робертович Зелёнкин занимался ремонтом железнодорожных путей ровно двадцать лет, знает каждый стык и все нюансы "железки". Начал он свою работу в 1991 году под руководством бригадира Михаила Ивановича Наумова, у которого и жена Лидия Владимировна, и сын Дмитрий тоже были железнодорожниками. Бригада тогда состояла из восьми человек. В ней трудились ещё Михаил Комиссаров, Николай Лебедев, Валентина Шокурина, Михаил Прокопьев. Двоих последних на данный момент уже нет в живых.
– Раньше на каждые 10 км пути была своя бригада, – вспоминает Вадим Робертович. – А потом пять человек 59 км обслуживали. Очень трудно было всё успеть.
Пятьдесят девять километров! А ведь надо все стыки проверить, перекосы устранить. Часто ломом приходилось пользоваться, бывали и авральные работы. Летом нужно было обкосить пути, выпилить растительность, где необходимо, а зимой очистить от снега. Тяжёлый и ответственный труд. Два раза в месяц приходил путеизмерительный вагон, указывались погрешности полотна, которые срочно необходимо было устранить. Целую ленту с указаниями бригаде выдадут, и, как говорится, в путь.
– Если выехали на перегон, то работаем с утра до вечера в любую погоду, дождь ли, снег – погреться негде, – рассказывает Вадим Робертович. – Иногда даже родные теряли. На вопрос: где были так долго? со смехом отвечали: в фитнесклубе с ломиками. Если, например, на путях в Сухобезводном имеется обдувка, то у нас всё вручную – с лопатой и метёлкой. Между стрелками на Северном километр расстояние. Иногда в снегопад только-только к поезду успеваешь разгрести, а через два часа – начинай сначала. На участке всего пять пунктов обогрева – на станции, на 56-ом, 48-ом, 40-ом и 29-ом километрах.
Свои первые знания о монтажно-строительных работах на железной дороге В.Р.Зелёнкин получил в Нижегородской профтехшколе, а потом всё осваивал на практике под руководством бригадира. Дорос до монтёра пятого разряда. А потом и сам стал бригаду возглавлять. Правда, уже из пяти человек. Последние девять лет после очередного открытия железной дороги работал с Сергеем Владимировичем Трофимчуком, Александром Васильевичем Плющевым, Сергеем Николаевичем Жемчуговым, Александром Викторовичем Бугровым.
– За девять лет работы, как родные стали. Не просто сохраняем отношения, а ездим вместе на рыбалку, помогаем друг другу в хозяйственных делах, постоянно созваниваемся, – говорит бывший бригадир.
После увольнения все они нашли другую работу, кто-то трудится в Варнавинском ПНИ, кто-то в Сухобезводненском "Динамо", кто-то в филиале бумкомбината на Северном "Волга". Но в душе остаются железнодорожниками и переживают, если на путях что-то стучит или перекашивается. Трудно Сухобезводнинской бригаде, которая иногда приезжает на час с лишним, следить за таким большим участком железнодорожных путей. Сейчас ведётся разговор о создании местной бригады железнодорожников. Это хорошо – лучший присмотр за дорогой и новые рабочие места.
И хорошо, если будет достойная зарплата, как когда-то была и престиж звания железнодорожника с чествованием работников всех звеньев в свой профессиональный праздник. В этом году мы решили почествовать бывших железнодорожников посёлка Северного через районную газету и сказать им огромное спасибо за многолетний тяжёлый и ответственный труд на благо пассажиров РЖД.
Кстати, в этом году должна быть построена новая автомобильная дорога на Северный протяжённостью 24 километра. Первый слой асфальта уже положен на половине этого участка. К сожалению, работы в последнее время приостановлены, основная техника перекинута на другой объект. Но руководство Варнавинской районной администрации надеется, что генеральный подрядчик "Росстрой" завершит начатое строительство в намеченные сроки, ведь объект стоит на контроле у губернатора. И тогда у северян появится ещё одна "дорога жизни", по которой автобусное и автомобильное движение станет более бесперебойным.