Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального округа относится в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, организация благоустройства территории муниципального округа.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Более того, в соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Из ч.2, 3 ст.8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с ч.1, 3 ст.5, ч.3 ст. 12 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" (Далее - Закон Нижегородской области №144-З) субъекты отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка обязаны выполнять требования, установленные настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Нижегородской области и муниципальными правовыми актами в данной сфере правоотношений.
Обязанности по обеспечению чистоты и порядка по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не переданным во владение и (или) пользование третьим лицам, - на органы исполнительной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления и на их должностных лиц.
На территории Нижегородской области запрещается складирование (выброс) и (или) временное хранение мусора, скопление мусора, а также сброс и (или) складирование мусора, отходов спила деревьев, листвы, снега вне специально отведенных мест.
Более того в соответствии с ч.ч. 1-2, 4-9 ст. 9 Закон Нижегородской области №144-З контейнеры размещаются (устанавливаются) на контейнерных площадках.
Запрещается устанавливать контейнеры и бункеры-накопители на проезжей части, тротуарах, пешеходных дорожках, газонах и в проходных арках домов.
Контейнеры и бункеры-накопители должны находиться в технически исправном состоянии, не иметь повреждений, очагов коррозии, быть герметичными и иметь маркировку с указанием владельца, пользователя либо организации, обслуживающей контейнерную площадку, и организации, осуществляющей вывоз мусора.
Контейнерная площадка должна быть очищена от мусора, находиться в чистоте и порядке, должна иметь с трех сторон чистое ограждение высотой не менее 1, 2 метра, препятствующее попаданию мусора на прилегающую к контейнерной площадке территорию, асфальтовое или бетонное покрытие, удобный подъездной путь с твердым покрытием.
Согласно пункту 1.5 "Правил дорожного движения", утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 предусмотрено, что участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.
Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В соответствии с пунктом 5.1.1 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" утвержденным приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства, за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов.
С учетом положений вышеуказанных нормативных правовых актов, продажа или размещение товаров на проезжей части (на обочине) дороги создает помеху в дорожном движении, чем нарушается требования пункта 1.5 Правил дорожного движения.
Прокурорами установлено, что размещенные в населенных пунктах округа контейнерная площадки и контейнеры для мусора не соответствуют предъявляемым требованиям.
Доступ граждан к контейнерной площадке и контейнеру осуществляется по проезжей части.
Более того, у контейнерной площадки не имеют водонепроницаемого твердого (асфальтового либо бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также надлежащего ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерных площадок, на контейнерных площадках не размещены сведения о сроках (графике) вывоза ТКО, сведения об организации осуществляющей транспортирование ТКО от места их накопления, органами местного самоуправления не обеспечено содержание в чистоте контейнерных площадок и прилегающей к ним территории.
Указанные нарушения приводят к создают аварийной обстановки на участке указанной автомобильной дороги, препятствуют движению транспортных средств, обслуживанию дороги и как следствие создает реальную опасность для причинения вреда жизни и здоровья не определенному кругу участников дорожного движения и граждан, использующих указанный контейнер, приводит к загрязнению окружающей среды.
По результатам проверочных мероприятий в адрес главы местного самоуправления внесено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено, в настоящее время ведутся работы по устранению нарушений.
Обращаю Ваше внимание на то, что в прокуратуре Варнавинского района на постоянной основе организован и функционирует телефон горячей линии по вопросам исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения и благоустройства 8831 58 3-50-82, по которому необходимо сообщать о любых известных обстоятельствах возможного совершения нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения и благоустройства.