На сегодняшний день часто встречаются случаи, когда население производит несвоевременно оплату ЖКУ. В праве ли им ограничивать доступ к коммунальным услугам, если существуют долги?
Основанием для отключения электричества и горячего водоснабжения является задолженность абонента по каждой услуге более чем за два месяца. Если потребитель частично оплачивает услуги, то исполнитель должен распределить полученную сумму в счет всех услуг. То есть задолженность будет рассчитываться по каждому виду коммунальной услуги, исходя из частично не оплаченной суммы.
Под неполной оплатой потребителем одной коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по ее оплате в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за нее (исходя из норматива ее потребления независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа), действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при отсутствии заключенного с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем условий такого соглашения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" отдельно регулирует порядок поставки газа. Основанием для прекращения его поставки является полная или частичная неуплата в течение двух месяцев.
Ограничение или приостановка коммунальных ресурсов допускается только при условии предварительного уведомления абонента и в случае, если это не приведет к аварийным ситуациям, а также при отсутствии оснований для угрозы жизни. Таким образом, исполнитель услуг, УК или ТСЖ, обязательно должен уведомить абонента под расписку или заказным письмом о совершении тех или иных действий. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" абоненту, чья суммарная задолженность превысила плату за два месяца, направляют письменное уведомление о том, что услуга может быть ограничена, например, введен график подачи электричества. Это ограничение вступает в силу только через 20 дней со дня вручения.
Отопление и холодное водоснабжение в многоквартирных домах не может быть ограничено или отключено за неуплату. Если услуги все-таки отключили, то восстановить их подачу можно не только после фактического погашения всей задолженности, но и после заключения с УК соглашения о погашении задолженности согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". После того, как такое соглашение заключено, в течение двух дней оказание услуги должно быть возобновлено. Данный факт должен быть засвидетельствован актом о подключении в свободной форме.
При восстановлении поставки газа применяются положения постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", в соответствии с которыми газоснабжение возобновляется в течение 5 дней со дня уведомления поставщика о погашении задолженности либо создания дополнительного соглашения. Если же вы проживаете в квартире на условиях социального найма, то в соответствии со ст. 90 Жилищного Кодекса Российской Федерации, если в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, может грозить выселение в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие. К собственникам жилья подобную меру применить нельзя, задолженность взыскивается в судебном порядке.
Обращаю Ваше внимание на то, что в прокуратуре Варнавинского района на постоянной основе организован и функционирует телефон горячей линии 8831 58 3-50-82, по которому необходимо сообщать о любых известных обстоятельствах возможного совершения нарушений.