"Живая память: дети войны" – этот проект Центра журналистских технологий, реализуемый при поддержке министерства внутренней и региональной политики Нижегородской области не первый год, получил продолжение в нашем районе в результате совместной работы редакции газеты "Родная земля", Муравьихинской средней школы и районного краеведческого музея при участии журналистов областных изданий.
Живая память – это живое общение свидетелей далеких событий Великой Отечественной войны и подрастающего поколения, учащихся школы, которые смогли почерпнуть историю грозных сороковых из первых уст.
– Нам очень важно, – сказала, открывая встречу, обращаясь к учащимся, директор Центра журналистских технологий, руководитель проекта, Заслуженный работник культуры РФ Н. Н. Скворцова, – чтобы вы узнавали историю не только из учебников, но и воспоминаний ваших родных и близких, сохраняли и продолжали ее, это и будет ваш вклад в общую Победу. И сегодня вы имеете возможность пообщаться с живыми свидетелями истории, услышать ее из первых уст, детей войны, переживших ее трудности, лишения и внесших свой посильный вклад в Победу.
Почетными гостями школы были ветераны: Мария Петровна Харина, Евгений Иванович Власов, Анатолий Владимирович Валов, им было от 4-х до 12 лет, когда закончилось их детство. Их и областных гостей торжественно приветствовали юнармейцы школы.
А началось общение с экскурсии по Привокзальной площади п. станции Суроватиха, которую провел директор районного краеведческого музея, житель Суроватихи В. В. Жиляев.
– Отсюда, от вокзала, в 1941-м году уходили дальнеконстантиновцы на фронт, сюда в 1945-м возвращались с Победой. Из 13 250 человек живыми вернулась лишь половина. Больше 500 погибших и пропавших без вести – суроватихинцы.
На здании вокзала станции в 2010 году открыта мемориальная Доска:
"В годы Великой Отечественной войны с этого места, станции Суроватиха, для тысячей наших земляков началась длинная дорога на фронт.
После окончания войны их здесь встречали с Великой Победой.
Каждый второй из ушедших на фронт пал смертью храбрых на полях сражений. Вечная слава героям!".
Затем юнармейцы, ветераны и гости остановились у памятника воинам, в пояс поклонились всем, кто ковал Победу и в честь кого воздвигнут пьедестал, а школьники возложили к его подножию красные гвоздики.
– 80 памятников в селах и деревнях района, все они установлены в послевоенные годы, – продолжил свой рассказ В. В. Жиляев, – один из них уникальный. В 1942 году по инициативе директора Муравьихинской школы М. А. Рачкова дети разбили парк в честь воинов, отцов и братьев, воевавших на фронтах, посадили 600 берез. И когда родные вернулись домой, березки чуть подросли. В 2016 году здесь, в парке Победы, была установлена мемориальная Доска.
В. В. Жиляев рассказал о том, как район помогал фронту: отправлял хлеб, молочные продукты, квашеную капусту, сушеный лук, изготавливали гипс для госпиталей, заготавливали дрова для паровозов… Так приближал тыл Победу. Все было подчинено ей.
– И если мы забудем это, все может повториться, – завершил он свой рассказ.
Н. Н. Скворцова здесь, у памятника воинам, рассказала, как совсем недавно узнала историю своего деда-солдата, который войну при жизни никогда не вспоминал, но был разведчиком, тяжело ранен в бою, когда над ним и его однополчанами нависали одновременно до 250 вражеских самолетов.
Л. Н. Строкина, учитель истории, провела экскурсию по школьному музею, уникальному в своем роде. Здесь проводятся уроки не только истории, литературы, народного творчества, но и патриотизма. Людмила Николаевна рассказала о том, как Суроватиха ковала Победу. Истории Великой Отечественной отведен целый зал музея, благо, что в новой школе для него хватает места и простора. 16 работников Муравьихинской средней школы ушли на войну, потом из тех, кто вернулся, 5 стали директорами школ. Особенно знаменит был М. Ф. Клюквин, учитель математики, директор школы, который составил и выпустил учебник по алгебре для 6-8 классов, по которому работали многие преподаватели этого предмета. Он тоже прошел нелегкой дорогой войны, был ранен, чудом остался жив. Умер "на боевом посту", во время урока, дело учителя продолжают его ученики.
В актовом зале школы, современном, уютном, проходила торжественная часть акции. Началась она с просмотра документального фильма, снятого по воспоминаниям жителей района об участии тыла в войне, предоставленного районным музеем. А своими воспоминаниями поделились дети войны, ее "живая память".
Марии Петровне Хариной было 9 лет, когда началась война, чуть старше был ее брат. В 41-м мать завербовали на торфоразработки, потом строительство оборонных рубежей, отец воевал. "Мы сразу повзрослели, – рассказывает она, – все лето, до самого октября пасли колхозный гурт, перегоняли его к железной дороге (жили тогда в Вознесенском районе). Все познали: и голод, и холод, и сиротство, когда мама была далеко. Жили на траве, картошке, счастье, что на ферме нам давали молоко. Счастье было, когда мама вернулась, нам стало легче, шел уже 42-й год."
Аплодисментами встретили слушатели военные частушки, которые спела Мария Петровна:
На советску власть немцы злилися,
И войною пойти на нас решилися,
Наши матери разрывалися,
Со своими детками расставалися.
Девушки, молоденики,
Не будьте гордоватыми,
Любите раненых бойцов.
Они не виноватые,
Они не драке, а в бою,
Сгубили молодость свою.
Кабы не Германия
И не германская война,
Были бы ребята дома,
Был бы милый у меня.
Анатолий Владимирович Валов был четырехлетним ребенком в 1941-м. Мама была военнообязанной, работала дежурной на железнодорожной станции. И им с братом приходилось ночевать в железнодорожной будке под столом, когда мама дежурила, встречала и отправляла поезда, которые шли на фронт. Мальчишки в любом возрасте озорники, забирались на платформы составов, когда везли технику в тыл на ремонт, находили оружие, влетало от военных, и дома – тоже. Анатолий Владимирович служил в ракетной части, в Суроватихе. Он наставлял молодых – помнить о войне и знать историю Арсенала РВСН, где служили также участники войны, и служащие которой причастны к запуску в космос Юрия Гагарина.
Воспоминания Евгения Ивановича Власова, Почетного гражданина Д. Константиновского района, Заслуженного ветерана Нижегородской области были особенно эмоциональны:
– Перед войной у нас с братом умерла мама, – рассказывал он, – нас взял к себе в общежитие в Горький отец, мы втроем спали на одной кровати. Потом он отправил нас к дедушке с бабушкой в Б. Болдинский район, которые вскоре умерли. Брат был младше, его пристроили в семью, а я на перекладных отправился в Горький , в ремесленное училище. При приеме меня спросили: "Сколько будет семью шесть", таблицу умножения знал и меня определили в электрики. Мой трудовой стаж начался в 14 лет. Работал на заводе, выпускали стабилизаторы к минам и свечи к снарядам для "Катюши". Все пришлось пережить, но я не растерялся, закалился, хотя был в группе самым маленьким.
Слушатели, школьники, журналисты тепло встречали рассказы ветеранов, они трогали за душу каждого, кто находился в зале, стояла особая внимательная тишина.
Подводя итоги встречи поколений, Н. Н. Скворцова высоко оценила ее организацию, патриотическую работу школы, атмосферу ее образовательно-воспитательного процесса. Вручила Благодарственные письма директору школы С. В. Чанаевой, директору школьного музея Л. Н. Строкиной, директору районного краеведческого музея В. В. Жиляеву, а также ветеранам, главным героям проекта – благодарности, цветы и подарки.
С. В. Чанаева, в свою очередь, поблагодарила гостей за высокую оценку работы школы по патриотическому воспитанию, возможности провести наглядный урок патриотизма в общении с главными героями.
В завершении учащимся школы, старшеклассникам предложено принять участие в конкурсе сочинений по тематике "Живая память: дети войны". Лучшие из них будут опубликованы на страницах "Родной земли".
Редакция газеты "Родная земля" благодарит за помощь и поддержку в организации и проведении акции директора Муравьихинской школы С. В. Чанаеву, директора районного краеведческого музея В. В. Жиляева.