Профессиональный праздник работники дорожной отрасли отмечают в конце октября, под занавес сезона. Это и закономерно: основные строительные работы завершены, можно подвести первые итоги, проанализировать плюсы и минусы года уходящего, и как бы то ни было, загадать планы будущего.
Именно об этом, а также о развитии дорожной отрасли в целом, говорили мы с руководителем ООО "Вираж ДК", профессионалом сферы, дорожником с 40-летним стажем А. И. Гавриленко накануне праздника. И интервью получилось не совсем радужно-оптимистичным, в чём-то не отвечающим предстоящему празднику, но реальным по оценке дня сегодняшнего и взгляда в завтра.
– Александр Иванович, Вы почти 40 лет работаете на предприятии, и каждый год – он особенный, не похожий один на другой. Этот чем запомнится в плане производства, руководства коллективом?
– Хорошо, что несмотря на все трудности, коллектив живёт, работает, ни дня в этом году не были без работы, даже выходные прихватывали. Объёмы всеми способами добывали, мы их выигрываем на электронных площадках. Знаменательное событие – выиграли торги по содержанию дорог, это у нас основная статья доходов, пришлось похлопотать, были даже на заседании комитета Законодательного Собрания. За нашей организацией оставили наш район.
– Крупные объекты этого года – это программные – "Комплексное развитие сельских территорий, "Вам решать"…
– Где-то мы не смогли выиграть конкурсы, например, Суроватихинского сельсовета, занижать стоимость работ "ниже плинтуса" уже не можем. Но и все другие объекты выиграли с понижающим коэффициентом, от 4 до 27%.
– Если стоимость работ низкая, это не сказывается на качестве?
– Стоимость материалов для всех одинакова. На чём экономить? На сроках работ и ещё…Чего-то "не доложить". Это моё предположение.
– Прибыль какую-то по итогам сезона получите? Останется ли что-то на развитие?
– В этом году ничего. Стоимость материалов возросла в разы. Взять хотя бы битум, его в прошлом году покупали по 14-16 тысяч, в этом году – по 30 тысяч. А сметная стоимость строительных работ не меняется.
– Как же развиваться?
– Не знаю. Вся строительная отрасль переживает эти трудности.
– Какие-то перспективы следующего года просматриваются?
– Содержание дорог, зима, весна и лето работа уже есть, это большое дело. На дальнюю перспективу планировать сложно. Есть проблемы у дорожников кадровые, кто-то уходит работать на строительство федеральной трассы, что проходит по Вадскому, Арзамасскому, Перевозскому районам. Там солидные объёмы, соответственно – зарплата. Но пройдёт два года, вернутся в свои организации. У нас двое ушли, один из них уже рассчитался.
– В последнее время в плане благоустройства дорог район значительно продвинулся. Но много ещё дорог требует ремонта?
– В последние три года – прорыв в ремонте большой. В прошлом году была полностью отремонтирована трасса Дальнее Константиново – Кстово по району, Дальнее Константиново – Перевоз – проблемные участки, на Новую Владимировку, объездная – Дубрава – Белозёрово. В этом году продолжили ремонт на Берсемёново, зашли за Белозёрово, ведутся работы Относ – Жедрино, в этом году отремонтировали участок дороги Лапшиха – Курилово – Наченье. На следующий год также есть планы. Аварийные дороги приводятся в соответствие, но по нашей сети, чтобы привести все их в норму, надо ремонтировать по 20-25 километров в год. Но надеюсь, что аварийные магистрали будут благоустроены в ближайшие 2-3 года. На следующий год планируется ремонт дороги по Дальнему Константинову от въезда со стороны Кстова, Перевозской – остальная часть, подъезд Зубаниха – Кужутки, потом – на Суроватиху, Мигалиху… Все они по линии ГУАД, значимые дороги будут приводиться в соответствие. Будем надеяться, что эта программа будет работать. Если темпы сохранятся, то лет через 5 основные трассы будут приведены в порядок.
– Александр Иванович, как Вы считаете, чего не хватает дорожной отрасли для повышения стабильности в её работе?
– Основной бич дорожной отрасли, это моё мнение, несоблюдение сроков ремонтных работ. Если посмотреть ГОСТы, у каждой категории дорог есть свои сроки. Если придерживаться нормативов, всё было бы гораздо легче. Ведь у нас часть дорог не видела ремонта 30 лет, та же дорога на Белозёрово, последний раз её ремонтировали в 1992 году; второе, электронные торги, в их организации надо многое менять, ведь порой конкурс может выиграть фирма, у которой, кроме печати и портфеля, ничего нет. И третье, если организация работает в районе, регионе, то и содержать дороги здесь должна именно она, а не коллеги из других районов. Она будет заинтересована сделать работу качественно, а если напортачила – исправить! А дешевле – не значит, качественно.
– А что в технологии строительства дорог изменилось в последнее время?
– Изменения в составе бетонной смеси, ушли от известняка, перешли на гранит, изменили фракции щебня, качество битума – требования к материалам изменились.
– Износится такая дорога позже?
– Судя по составу материалов, она должна служить намного дольше, там гранит. Вот кстовская дорога проложена по новой технологии: двухслойная основа с гранитовым покрытием, пока всё в норме. Думаю, что это хорошо, но те заводы, которые есть, пока не готовы варить новую смесь. Мы пробовали на своём заводе, но его надо реконструировать, вложить не меньше 5-ти миллионов рублей. В последнее время выросли объёмы работ. Если раньше за сезон 3-5 километров ремонтировали, то сейчас – до 20. Но цены сдерживают развитие.
– Что бы Вы хотели пожелать коллегам, своему коллективу в канун профессионального праздника?
– Во-первых, в век пандемии оставаться всем здоровыми, уверенности в завтрашнем дне, новых объёмов, а с ними будет и зарплата, и все остальное. Стабильность просто необходима, пытаюсь добиться её для коллектива "Виража". Несмотря на трудности, мы работаем и будем продолжать работать.
Языком цифр
За 9 месяцев 2021 выполнено работ на 81 миллион 417 тысяч рублей (2020 год – 68 миллионов 171 тысяча рублей); заработная плата за 8 месяцев – 2021 год – 31 194 рубля (2020 год – 27 659 рублей).
Объекты года
Ремонт автодорог ул. Луговая (с. Татарское), улицы Комсомольская, Дружбы, Ветеринарная, Студёная, переулок Зелёный – Дальнее Константиново; ул. Ленина, 50 лет Октября – Нижегородец; Поляны – Малая, Белая, Хмелевая (Богоявленский сельсовет); Ямные Березники (Белозёровский сельсовет); Наченье (Кужутский сельсовет); Выползово, Макраша (Малопицкий сельсовет); территории зерносклада, производственной зоны ОАО "Тепелево", СПК "Мир", производственной базы ИП Хомутов, детсада "Ёлочка" и другие объекты: тротуары, ямочный ремонт, обустройство обочин…
Передовики производства
1. Панфилов Александр Ильич – водитель;
2. Стешин Иван Михайлович – водитель;
3. Сычев Вячеслав Викторович – тракторист;
4. Ловдар Александр Сергеевич – дорожный рабочий;
5. Кузьмин Михаил Евгеньевич – дорожный рабочий.