С января прошлого года в районе началась "перестройка" в организации работы органов местного самоуправления – объединение всех 10 поселений в муниципальный округ.
Как проходила эта работа в течение года? Как будет строиться взаимодействие новой структуры власти с населением? На эти и другие вопросы, которые волнуют читателей, дает пояснения глава местного самоуправления Дальнеконстантиновского муниципального округа В. А. Варнаков.
– Владимир Алексеевич, почему район реорганизуется в округ, с чем это связано?
– Практика создания муниципальных округов началась в области лет пять тому назад, и к 2022-му году половина районов (двадцать пять из пятидесяти) перешли в структуру муниципальных и городских округов. И для единого подхода в организации работы с органами местного самоуправления правительством области поставлена задача – перейти на муниципальные округа. На уровне федерации готовился проект нового закона о местном самоуправлении, и в нем также предусматривался переход на муниципальные округа.
– Не считаете ли Вы, что в связи с этим местное самоуправление будет "похоронено"?
– Не считаю, меняется организационная структура, а близость органов власти к населению не меняется. Как сотрудники были на территории поселений, так там и остались, продолжат выполнение всех задач.
– А 131-й Закон он в силе пока?
– Да, действует. Государственная Дума пока не приняла новый Закон, действует 131-й, и реорганизация не предполагает централизации органов власти.
– С чего началась эта работа?
– Работа проходила с начала 2022 года. Все 10 поселений района вышли с инициативой объединения поселений в один муниципалитет с названием "Дальнеконстантиновский муниципальный округ". Затем эта инициатива была рассмотрена депутатами Земского собрания, которые ее поддержали. Поскольку это касается всего населения, то, согласно нормам законодательства, проходили публичные слушания, население приглашалось, встречи прошли на всех территориях. И данная процедура перехода была поддержана участниками слушаний. Были те, кто против, но большинством голосов инициатива была поддержана.
– Но вопросы были, и немало.
– Вопросы были, сотрудники администрации на них отвечали, давали пояснения, ответственные работники администрации принимали участие в слушаниях. Большинство инициативу поддержали и на основании этого окончательное решение было принято депутатами Земского собрания. После всей этой процедуры от района был сформирован пакет документов в Законодательное Собрание, государственно-правовой департамент, где был разработан Закон Нижегородской области о преобразовании Дальнеконстантиновского района в округ. И в апреле прошлого года Законодательным Собранием был принят Закон о преобразовании Дальнеконстантиновского района в муниципальный округ. В области 25 муниципалитетов переходили в округа, так, в ходе этих преобразований произошло слияние в округ Арзамасского района и Арзамаса.
– Этим Законом какие-то сроки реорганизации определены?
– Сроки были определены, поскольку Законом предписывалось избирательной комиссии провести выборы в новый представительный орган – Совет депутатов. В сентябре состоялись выборы, в результате которых в Совет было избрано 17 депутатов, которые до конца года занимались правовым обеспечением перевода района в округ.
Справка:
Белозеровский территориальный отдел администрации Дальнеконстантиновского муниципального округа;
Богоявленский территориальный отдел администрации Дальнеконстантиновского муниципального округа;
Дальнеконстантиновский территориальный отдел администрации Дальнеконстантиновского муниципального округа;
Дубравский территориальный отдел администрации Дальнеконстантиновского муниципального округа;
Кужутский территориальный отдел администрации Дальнеконстантиновского муниципального округа;
Малопицкий территориальный отдел администрации Дальнеконстантиновского муниципального округа;
Нижегородский территориальный отдел администрации Дальнеконстантиновского муниципального округа;
Сарлейский территориальный отдел администрации Дальнеконстантиновского муниципального округа;
Суроватихинский территориальный отдел администрации Дальнеконстантиновского муниципального округа;
Тепелевский территориальный отдел администрации Дальнеконстантиновского муниципального округа.
– Наиболее сложный вопрос перестройки работы поселений. Раньше администрации сельсоветов были более самостоятельными, теперь они стали… Чем?
– Поселения теперь представлены территориальными отделами, власть сохранилась на местах, изменилось название. Главы теперь начальники отделов, все они остались на территориях. Люди опытные, знают территории, население, проблемы. По поводу самостоятельности: был перечень вопросов, которые входили в муниципальные поселения, а также в ведение администрации района. Но все они решались при совместном обсуждении, решения принимались сообща, как и ответственность. Сейчас повышается ответственность главы округа. И раньше люди обращались к главе района с вопросами, но юридически он не всегда был вправе их решать. На сегодня у главы больше полномочий, чтобы ту или иную проблему разрешить, больше возможностей и юридических, и финансовых. Роль главы округа, как и ответственность, повысились, поскольку теперь за всё, что происходит в округе, отвечает глава местного самоуправления.
– На территориях были не только главы, но и другие работники. Сокращения происходят?
– Как таковых, нет, но не все преобразования завершены. Территориальные отделы с 13 января работают, сотрудники на местах. В ближайшие месяцы бухгалтерские работники продолжат свою работу в централизованной бухгалтерии, чтобы повысить качество и бюджетного финансирования, и движения всех финансов. Они будут в едином центре, под руководством управления финансов. Количество бухгалтеров несколько сократится, произойдёт оптимизация тех, кто работал в поселениях, их будет несколько меньше. Но кто-то работал по совместительству, смотрим, куда можно перевести в другие учреждения, без работы люди не останутся.
– И тем не менее, обязанности глав несколько изменились?
– Есть вопросы, если раньше главы могли самостоятельно принимать решения, то теперь это решает администрация округа. Но в дальнейшем работники территориальных отделов более сосредоточатся на решении проблем поселения, поскольку у чиновников много времени занимает оформление различных бумаг, регламентов. Сейчас будет единый регламент, подписанный главой округа. Они от бумажной работы будут несколько освобождены.
– Что изменилось в структуре администрации округа, ведь теперь в подчинении её работников еще 10 отделов?
– Структура претерпела изменения, она была принята депутатами в прошлом году, усилена ответственность заместителей главы МСУ. Были укреплены блоки, их четыре: это блок социально-территориального развития, блок экономического развития, блок жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры. Блок финансовый в подчинении главы МСУ. Ответственность руководителей возросла.
– Но не дай нам Бог жить в эпоху перемен…
– Мы понимаем все сложности. Но сегодня юридическая составляющая завершена: округ сформирован, есть глава, заместители, территориальные отделы, Совет депутатов. Но, чтобы отладить информационные процессы, потребуется еще время, чтобы отработать их на практике. Как плюс, теперь депутатов мы будем выбирать раз в пять лет, и не сто, а всего семнадцать, сокращаются и трудовые, и финансовые затраты, поскольку на любые выборы требуются финансы. Да проводятся еще и дополнительные выборы, и теперь не среди ста депутатов, а семнадцати.
– И ещё сложная задача – реформа ЖКХ?
– На каждой территории служба своя, их десять, и пока идёт отопительный сезон, все они сохранятся. Сейчас прорабатывается схема преобразования ЖКХ, ищутся оптимальные варианты. Реорганизация поможет усилить материальные ресурсы, более оптимально использовать имеющуюся технику, она не во всех службах. Нарабатывается механизм, нельзя просто взять и объединить десять служб в одну. Где-то останутся участки, или будут сформированы ремонтные бригады. Ищутся варианты организации более гибкой структуры.
– Что для Вас всего трудней в этой работе?
– Люди десятилетиями привыкали к существующему укладу, ломать тяжело. Приводятся примеры других территорий, но это где-то, а тут "испытано на себе". Наша область большая и в каждом районе свои особенности. С точки зрения организации, правового подхода, другим вопросам – у всех по-разному. Есть общие принципы, но особенности не всегда учитываются. Преломить сознание – это самое сложное. Но время и всеобщие усилия всё расставят по своим местам.