За 180 лет существования российских железных дорог, паровозы, а затем тепловозы и электровозы стали настолько неотъемлемой частью нашей жизни, что многие воспринимают их, как некую деталь пейзажа. Тем не менее железная дорога была, есть и будет зоной повышенной опасности, где любая беспечность непростительна.
Несмотря на то, что железнодорожники вкладывают солидные средства в модернизацию инфраструктуры и регулярно проводят информационно-профилактическую работу с взрослыми и детьми, полностью избежать случаев травмирования на железнодорожных путях пока не удается. Кто-то пытается проскочить перед приближающимся составом на переезде, другие - перейти рельсы в неположенном месте, третьи - пролезть под стоящим составом или прокатиться на подножке электрички. Еще одна опасность железной дороги – высоковольтная линия электропередач. Получить смертельный ожог, можно даже не касаясь проводов, достаточно приблизиться к контактной линии менее чем на 2 метра.
Несколько лет назад "СП" писала о двух подростков, которые ради необычных фото залезли на цистерну на станции Примыкание. В результате школьники задели провода и получили сильнейший удар током. Статистика подобных случаев говорит, что наибольшую опасность представляют станции и перегоны в черте города и особенно вблизи школ. Еще один фактор травматизма – время года. Наибольшее количество происшествий с детьми по всей стране фиксируется весной и летом. Именно поэтому в это время года работники Приволжской магистрали проводят наибольшее количество профилактических мероприятий с детьми. Ребятам рассказывают о том, к чему приводят нарушения правил безопасности на железной дороге, показывают информационные ролики и раздают специальные памятки. При этом форма общения с детьми постоянно дополняется новыми деталями. Например, в гимназии №58 железнодорожники предложили ребятам сыграть в увлекательную квест-игру "Я – главный пассажир". Вместе с ведущими школьники посетили 6 условных станций, на каждой из которых необходимо было выполнить определенные задания на тему знания правил безопасности.
В середине июля открытый урок безопасности "Железная дорога – зона повышенной опасности!" прошел в подведомственном Приволжской магистрали детском оздоровительном лагере имени Лизы Чайкиной в Базарно-Карабулакском районе. Сейчас здесь отдыхает 2-я смена ребят. Уютные домики, ухоженная территория и чистейший лесной воздух – этот лагерь хорошо знаком многим поколениям детей железнодорожников. Несмотря на то, что каждый день здесь наполнен какими-то интересными мероприятиями, на встречу с представителем службы охраны труда и промышленной безопасности Приволжской дороги ребята собрались в полном составе.
В начале встречи ведущий инженер службы охраны труда и промышленной безопасности Приволжской дороги Сергей Гуцул традиционно рассказал детям об основных правилах поведения на железнодорожных вокзалах, станциях и переездах и чем могут окончиться игры вблизи магистрали.
- Железная дорога – это зона повышенной опасности, где необходимо соблюдать правила безопасности, - подчеркнул Сергей Михайлович.
Для закрепления информации ребятам предложили поучаствовать в тематической викторине. Желающих продемонстрировать свои знания оказалось так много, что вожатым с трудом удавалось уговорить ребят дождаться своей очереди. Школьники наперебой рассказывали, как они любят путешествовать в поездах и о том, как важно переходить железнодорожные пути в строго установленных для этого местах, снимать при этом наушники и не разговаривать по мобильному телефону.
- Я пока еще не ездила на поездах, но знаю, о железной дороге много, - поделилась 9-летняя Настя из 4-го отряда. – Еще до школы я много спрашивала родителей о железной дороге, и они рассказали мне все основные правила.
Знай!
Приволжская магистраль напоминает саратовцам, что категорически нельзя:
• ходить по путям;
• запрыгивать на подножки движущегося поезда;
• перелезать через автосцепные устройства между вагонов;
• подниматься на крышу поезда и на опоры контактной сети;
• слушать музыку в наушниках и разговаривать по телефону в зоне движения поездов;
• приближаться к проводам контактной сети ближе, чем 2 метра.
А вот подруга Насти Вика уже успела подкрепить свои теоретические знания на практике. Прошлой зимой девочка ездила вместе с родителями в Германию через Москву.
- Я знаю, что нельзя переходить железную дорогу там, где нет пешеходного перехода, запрещено пролазить под поездами, баловаться и толкаться вблизи электрических проводов, - четко объясняет девочка.
Еще один участник викторины 10-летний Миша - пассажир со стажем. Мальчик регулярно ездит в гости к бабушке на электричке. О правилах поведения на железной дороге он знает практически все, а один раз едва не стал свидетелем трагедии.
- Мы живем рядом с железнодорожными путями, - рассказал он. – Однажды я видел, как девушка переходила переезд в наушниках. Она настолько увлеклась музыкой, что даже не услышала звука приближающегося поезда. Девушка все же успела перейти переезд буквально за три метра от локомотива, но я видел ее жутко испуганные глаза.
В завершение открытого урока ребятам раздали красочные буклеты-памятки, а самым активным вручили призы: значки, майки и кепки с фирменной символикой компании.
- Для нас важно, чтобы услышанное сегодня ребята усвоили на всю жизнь, - подчеркнул Сергей Гуцул. – Чем чаще мы будем говорить о правилах безопасности, тем больше шансов, что нас услышат. При поддержке областного министерства образования во время учебного года мы проводим открытые уроки по безопасности в школах, а летом – в детских лагерях. Помимо этого совершаем совместные рейды с представителями транспортной полиции.
Добавим, что сотрудники магистрали продолжают усиливать безопасность на всех объектах ее инфраструктуры. Это строительство и ремонт действующих пешеходных переходов на станциях и пассажирских платформах, установка предупреждающих знаков и спецограждений. В этом году современные пешеходные переходы со световой и звуковой сигнализацией, светофорами и динамиками, сигнализирующими о приближении поезда, построят на платформах Астраханский переезд, Зуборезный, Комсомольский и 860 км (в поселке Юриш). Специалисты уверены, что с появлением таких переходов и при соблюдении правил безопасности на железной дороге случаи травматизма будут сведены к минимуму.
Это важно!
За 6 месяцев 2017 года в Саратовском регионе ПривЖД зафиксирован лишь один случай детского травматизма. Такая позитивная динамика напрямую связана с регулярной профилактической работой по снижению детского травматизма, которую постоянно проводят железнодорожники.