Вагоны скоростного трамвая помчатся по эстакадам над оживленными городскими перекрестками и напрямую свяжут поселки Елшанка и Комсомольский. Такую информацию в ходе очередного визита в октябре этого года озвучил наш земляк, председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин. Поддержать строительство скоростной линии трамвая в Саратове спикера попросил губернатор области Валерий Радаев. Преимущества нового вида транспорта "СП" обсудила с известным саратовским блогером, краеведом и общественником Денисом Жабкиным.
Метро или трамвай?
О скоростном трамвае, как и о метро, в Саратове говорят давно. Городу, где расстояние от одного района до другого свыше 50 километров, а центр из-за исторических особенностей планировки и "купеческой" застройки регулярно стоит в пробках, такой вид транспорта необходим как воздух.
Говорят, что в 80-х существовал проект строительства в Саратове метро. Подземная линия должна была пройти из Заводского района вдоль улицы Чернышевского в центр. Но расположение города вблизи берега Волги и большое количество грунтовых вод делало этот проект невероятно сложным и дорогим, что для города, не являвшегося "миллионником", считалось непозволительной роскошью. Спустя еще 10 лет возник другой проект, который предполагал строительство линии метро из поселка Солнечный или Елшанки вдоль проспекта 50 лет Октября в центр, но из-за распада СССР он также остался только на чертежах.
О том, что областному центру нужно метро, говорил экс-губернатор Дмитрий Аяцков. Несколько лет назад в одной из социальных сетей возникла инициативная группа, члены которой пытались пролоббировать строительство скоростного транспорта в городе. Кстати, многие из ребят имели профессиональное архитектурно-строительное образование, а их разработки вылились в один из самых масштабных и проработанных проектов и пригодились городским властям. В отличие от метро проект строительства скоростного трамвая в Саратове выглядел более реальным и даже стал частью Генплана города.
Большинству саратовцев знаком волгоградский вариант скоростного трамвая. Удивительный чудо-транспорт с линией в городе и под землей получил название "метротрам". В отличие от обычных собратьев скоростные трамваи отличает обособленное расположение линии, длинные перегоны, высокая скорость и, зачастую, большее количество вагонов. Все эти факторы позволяют метротраму перевозить большее число пассажиров и не зависеть от автомобильных пробок. При этом в скорости такой транспорт может не уступать метро и даже имеет ряд преимуществ. Так, за счет отсутствия спусков и подъемов по эскалаторам время поездки в скоростном трамвае значительно сокращается.
В мире давно оценили плюсы этого вида транспорта и активно используют их. Сегодня скоростные трамваи возят пассажиров более чем в 100 городах мира. Новые линии активно строятся в Лондоне, Париже, Мадриде, Стамбуле, Гонконге, Пхеньяне, а также в городах США и в Тунисе. По данным Википедии, линии метротрама и скоростного трамвая проектируются в Барнауле, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Липецке, Белгороде, Кирове, Пензе, Чебоксарах, Туле, Орле, Воронеже и Ульяновске.
Трамвай - желание
Проекты метротрамов и скоростных трамваев - не ноу-хау и существовали еще во времена СССР, в том числе в городах, где численность населения намного уступала Саратову. Но на деле, помимо Волгограда, метротрам построили лишь в Кривом Роге. Скоростные трамваи без спуска под землю в наши дни действуют в Киеве, Новополоцке, Мозыре, Усть-Илимске, Старом Осколе и Ижевске. Линия ускоренного трамвая также имеется в Казани. О том, как в Саратове "строили-строили, но так и не построили" скоростной трамвай, Денис Жабкин подробно рассказывает в одном из своих блогов.
"Запускать" скоростной трамвай в Саратове начали с конца 60-х, одновременно с волградским и киевским. Первая очередь Саратовского метротрама должна была связать Ленинский район с Колхозным рынком. На линии со скоростью движения до 26 километров в час и протяженностью в 21 километр предусматривался участок с 450-метровым подземным перегоном от улиц Большой Горной и Большой Садовой (сегодня это район делового центра "Навигатор", но самого перекрестка с Большой Горной после застройки этой местности уже не существует) до Колхозного рынка.
В 1973 году специально под скоростной трамвай на 1-й Дачной ввели в эксплуатацию новый железобетонный мост, а маршруты № 3 и № 5 стали называть скоростными. В городе даже появились новые модели трамваев ЛМ-68 Ленинградского завода, которые из-за крышевого остекления в народе прозвали "аквариумами". Проект также включал в себя строительство подземных пешеходных переходов, некоторые из которых позже законсервировали (ныне действует только три). Тогда же в Саратове модернизировали действующую схему движения трамваев, что пригодилось в будущем. Так, проходившую ранее вдоль жилых домов маршрутную линию трамвая № 3 сделали практически полностью обособленной от автотранспорта. Проделать тот же трюк с другими маршрутами, как и построить запланированные неглубокие тоннели, в Саратове так и не удалось.
- Что тогда помешало полноценно запустить в областном центре скоростной трамвай, доподлинно неизвестно, - возможно, отсутствие средств и недостаточное лоббирование на уровне Москвы, - полагает Денис.
Только факты_
• Волгоградский скоростной трамвай перевозит свыше 10 миллионов пассажиров в год.
• В отличие от автобуса и троллейбуса трамвай вмещает в 3-4 раза больше пассажиров, что в условиях дефицита городского пространства является оптимальным решением как для центра городов, так и для окраин.
•
Волшебные перемены
С конца 90-х ситуация с трамваями в Саратове ежегодно ухудшалась. Многочисленные автомобили и заторы превратили трамваи в самый медленный городской транспорт, скорость которого в среднем составляет 9-10 километров в час. Поэтому сейчас чаще можно услышать высказывания о его "естественном отмирании" и требования демонтировать трамвайные линии. Правильно это или нет? Об этом чуть позже.
Решить транспортную проблему в Саратове городские власти пытаются давно. В 2008 году Саратовская городская Дума утвердила Генплан развития областного центра, который включил проект строительства скоростного трамвая. В последующем к нему привлекали целый ряд специалистов и неоднократно видоизменяли.
Новый проект сооружения скоростной трассы трамваев разработала городская администрация и СГЭТ. Подробно о нем рассказывал экс-заместитель главы администрации Дмитрий Федотов в интервью одному из саратовских изданий. Скоростной трамвай должен был объединить два действующих трамвайных маршрута и подъем вагонов на участках с наиболее сложным движением автотранспорта на эстакады. Первоначально речь шла о соединении трамваев № 3 с № 9 с общим маршрутом "6-я Дачная - 1-й Просяной проезд (Пролетарка)" и объединении трамвая № 10 с № 11 "1-й Микрорайон поселка Солнечный - поселок Октябрьский (Агафоновка)". Тогда же Дмитрий Федотов сообщил, что потенциальный инвестор уже найден, и строители готовы приступить к первому этапу работ.
- Главная задача проектировщиков – обеспечить максимальную автономность трамвайной линии от проезжей части, - объясняет Денис Жабкин. - Поэтому обсуждались и просчитывались все возможные способы вплоть до варианта с подвесными путями. В итоге остановились на эстакадах. Пути над проезжей частью должны были пройти по центру города, начиная от Сенного рынка до Детского парка, а первый этап строительства с обособлением маршрута № 3 планировалось начать уже в 2015 году. В дальнейшем проект предполагал поэтапное развитие и модернизацию всех остальных трамвайных линий, включая строительство новых маршрутов в Сабуровку и в Энгельс. Позже линию в Агафоновку решили не включать в первую очередь модернизации. В проект скоростного трамвая внесли изменения и передали в институт Саратовгражданпроект. Институт подготовил несколько проектов планировки территории для размещения трамвайных линий. На новостных порталах я видел информацию о новых, в том числе дорогостоящих изменениях проекта. К примеру, вместо поворота линии на Слонова предлагалось прямое движение через Астраханскую с подъемом на эстакаду, ведущую к путепроводу на ул. Степана Разина. В скоростную линию первой очереди планировалось объединить уже линии маршрутов № 3, № 8, № 9, № 10 и № 11, так что можно было напрямую добраться от 6-го Квартала до Комсомольского поселка. Проект должен был быть представлен на публичных слушаниях еще в прошлом году, но по каким-то причинам так и не был обнародован.
Трамвай - ожидание
Скоростной трамвай - закрытая наземная территория, новые комфортные вагоны, безопасные подъемы и спуски по эскалатору, специальные светофоры и автоматические шлагбаумы и, конечно, скорость. Новому виду транспорта пророчат скорость наравне с метро. При этом общая протяженность маршрута, по словам Вячеслава Володина, составит 27 километров, что значительно превышает Волгоградский метротрам. Реализацию проекта спикер пообещал "заложить" уже в следующем году. Что касается цены вопроса, по словам Дениса Жабкина, для удешевления проекта на первом этапе можно использовать действующие трамваи, пример тому - некоторые европейские города, где наряду с новыми ездят вагоны 60-х.
- Главное - это хорошие рельсы, движение без препятствий и должный уход за подвижным составом, - подчеркивает Денис. - Скоростные трамваи позволили бы глобально решить проблему транспортного коллапса в Саратове. Все, кто предлагает убрать трамваи из города, не понимают, что в итоге будет действовать обратный принцип. Ситуация только ухудшится. С появлением скоростного транспорта горожане станут реже садиться за руль личного авто, что сократит количество пробок и ДТП.
По мнению Дениса Жабкина, совсем убирать трамваи из центра города неправильно. Это создаст сложности как для жителей центральных улиц, так и для тех, кто работает в центре. В Европе давно поняли, насколько для города важен трамвай.
- Маршруты должны быть удобными, - считает Денис. - Наши люди не любят пересадок. Жаль, что у нас до сих пор нет единых электронных проездных, которые позволили бы пассажирам получать скидки при пересадках. Хорошо бы выделить отдельную полосу для движения общественного транспорта в центре по направлению к Волге. Кстати, в Генплане Саратова отдельным пунктом прописано "Обеспечение приоритета в развитии и работе массового общественного транспорта перед индивидуальным транспортом".
То, что Вячеслав Володин заинтересовался проблемой саратовского транспорта, уже огромный плюс. Осуществить такой проект самостоятельно региону не под силу, но при лоббировании на федеральном уровне, как это было с новым аэропортом, перспективы ездить со скоростью метро у саратовцев большие.