Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета муниципального образования «Город Саратов»

410031, г. Саратов, ул.Соколовая, 44/62
телефон: (8452) 26-37-78
e-mail: sarmer@yandex.ru

От детсада зависит будущее

Егорке пять лет. Его сверстники уже пробуют читать по слогам и познают первые навыки сложения, а Егорка только-только научился спокойно воспринимать бабушку. Когда-то каждый ее приезд заканчивался для малыша истерикой и забиванием в угол.

А нас кто научит?

И дело вовсе не в бабушке. Просто именно так – повышенной тревожностью, страхом перед чем-то новым, неадекватным восприятием окружающего мира – проявляется у ребенка диагноз задержки психомоторного развития.

Помочь справиться с этими проблемами Егорке помогают его папа и мама, которые, забыв о работе, отдыхе и собственном здоровье, днем и ночью занимаются с сыном, возят его по врачам и специалистам, пытаясь найти, в том числе в книгах, СМИ, переписке с родителями таких же детей, верный способ психологического развития и социальной адаптации ребенка.

– Конечно, социальной адаптацией и дошкольным образованием детей с ограниченными возможностями должны заниматься коррекционные дошкольные учреждения, – говорит руководитель объединения родителей детей с заболеванием ДЦП "Радость движения" Гульмира Анненкова. – В Саратове с подобными детскими садами напряженка. Да, есть отдельные группы для детей с различного рода заболеваниями, но не все ребята подходят под их требования. Например, есть в Саратове садик, в одной из групп которого занимаются с детьми с легкой формой ДЦП. А тем, у кого заболевание более сложной формы, пойти некуда. Во всех дошкольных учреждениях ответ один: если ребенок не может себя обслуживать, его в детский сад не примут.

Елена Петрова, мама незрячего ребенка, столкнулась с той же проблемой. Сколько инстанций она обошла, чтобы ее малыша взяли в коррекционную группу детсада для слабовидящих, но ответ все тот же: пока ребенок не научится обслуживать себя сам, в детсаду ему не место.

– Но, чтобы малыш с нашим диагнозом научился себя обслуживать, его кто-то должен этому научить, – справедливо замечает Елена Александровна. – Этому могут обучить только специально подготовленные педагоги, а отнюдь не родители, врачи или психологи.

Например, в коррекционном детсаду работают учителя-дефектологи, которые выясняют, почему происходит отставание в развитии, и разрабатывают комплекс специальных мер, а также сурдо- и тифлопедагоги – специалисты, занимающиеся с глухими, незрячими и слабовидящими детьми. Специалист-дефектолог знакомит ребят с окружающим миром, проводит с ними упражнения на развитие элементарных математических и логических способностей, занимается развитием речевого аппарата, обучает основам грамоты. Чтобы достичь наибольшего эффекта от занятий, детей делят на маленькие группы или проводят индивидуальные занятия.

В штате коррекционного сада предусмотрен и логопед, занятия с которым помогают развить речевой слух, улучшить произношение звуков, расширить активный запас слов и повысить связность речи.

Коррекционные педагоги помогают детям познать все или почти все из того, что они должны знать по возрасту, но не успели в силу особенностей развития. Именно дефектологи могут подтянуть по программе, минимизировать пробелы в знаниях и развитии.

Своими силами

– Мне и моему ребенку повезло. В нашей жизни появился замечательный человек – тифлопедагог Людмила Владимировна Мясникова, – продолжает Елена Петрова. – Она объединила вокруг себя родителей и детишек с проблемами зрения и помогла нам создать родительский клуб. Теперь два раза в неделю по два часа наши дети занимаются со специалистом, готовятся к школе: учатся держать ручку, правильно сидеть, адекватно воспринимать других детей. Еще одно наше достижение – осознание того, что мы не одни. Мы нашли общество, где от нас, как бы грустно это сейчас ни прозвучало, не шарахаются, не прячут взгляда. Наш клуб – это альтернатива коррекционному детсаду, хотя мы убеждены в необходимости подобных образовательных учреждений.

Сколько проблем могли бы решить коррекционные детские сады! Родители могли бы спокойно работать и получать дополнительные доходы, тогда как сейчас это не предоставляется возможным, особенно одиноким матерям. У детей появилась бы возможность адаптироваться к жизни вне дома, к социуму. Они наконец-то увидели бы, что мир намного больше, ярче и разнообразнее; что рядом с ними живут другие дети, которые тоже хотят любви и внимания.

Коррекционные детсады решили бы и образовательную проблему, ведь малышу, которого когда-то не взяли в сад, будет невероятно трудно адаптироваться в школе, пусть даже в рамках инклюзивного образования.

Помочь стать такими же, как все

– Действительно, Саратов, как и вся наша область, остро нуждается в коррекционных детских садах, хотя нельзя говорить о том, что таких дошкольных учреждений у нас вовсе не существует, – комментирует директор государственного бюджетного образовательного учреждения Саратовской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Любовь Руднева. – В городе работают 48 дошкольных учреждений компенсирующего вида, в которых функционируют коррекционные группы. В Саратове достаточно большое количество детских садов с наличием логопедических групп, групп для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Есть группы для детей с нарушением интеллекта, нарушением зрения, с нарушением слуха, причем никакой очереди в них нет. К сожалению, не так много, но все же есть группы для детей с задержкой психического развития.

Если обратиться к статистике, за последние три года наметилась тенденция к увеличению детей, имеющих какие-либо нарушения, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Речь идет о совершенно различных нозологиях. Причем сегодня идет увеличение числа детей со сложным дефектом, у которых одно-два заболевания – например, нарушение опорно-двигательного аппарата и нарушение интеллекта или нарушение зрения и аутизм.

Вычленить первичный или вторичный дефект достаточно сложно, в связи с чем таких малышей крайне сложно организовать в условиях детского сада. Специалисты не всегда готовы принять такого ребенка, и эта проблема, безусловно, существует, что делает еще более ощутимым дефицит коррекционных дошкольных учреждений.

Бесспорно, коррекционные детсады призваны решать проблему социальной адаптации "необычных" детей, ведь эти малыши и так в силу своих заболеваний недополучают информации из окружающего мира, отсюда происходит еще большая задержка развития, намечается полное отсутствие социальных контактов. Если же ребенок попадает в коррекционный детсад, то обретает помощь так необходимых ему специалистов. Кроме обычного воспитателя здесь есть специальные педагоги – логопеды, психологи. К тому же можно в таком специальном детском учреждении можно проводить курс реабилитационной помощи. Имеются массажисты, тренажеры, бассейн. По окончании такого коррекционного дошкольного учреждения ребята выравниваются по психологическим показателям со сверстниками.

Ранняя коррекция очень важна и эффективна. Чем раньше родители начнут обращаться к специалистам, тем больше шансов достигнуть нужного уровня.

СПРАВКА "СП"

Малыши, которых направляют в коррекционный детский сад, чаще всего имеют задержку психического развития. Это значит, что у ребенка есть определенные проблемы, которые препятствуют ему воспринимать окружающий мир в обычном объеме, из-за чего его развитие начинает отставать, что может выражаться как по всем показателям, так и по отдельно взятой психической функции.

Отставание или нарушение одной функции влияет и на остальные. Если малышу своевременно окажут помощь, то к школьному возрасту его развитие успеет прийти в норму, и такой ребенок сможет посещать общеобразовательную школу.

Автор: Юлия Сорокина

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 3587

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика