Вдвойне страшно, когда агрессия направлена на несовершеннолетних. Задача взрослых – защитить детей, и неважно, где они находятся: в школе, детском саду, на занятиях в секции, во дворе… Мальчишки и девчонки должны быть в безопасности.
В лицее № 36 Саратова разработан целый комплекс мер, базирующихся на возможностях современной охранной системы общеобразовательных учреждений.
Школа под охраной
В саратовском лицее № 36 на протяжении всего учебно-воспитательного процесса и после его окончания ведут комплексную работу по обеспечению безопасности детей. Заключается она не только в организации круглосуточной вахтовой охраны при входе в учебное учреждение.
– Безопасность в школе складывается из многих факторов, – убеждена заместитель директора лицея № 36 по безопасности Наталия Репникова. – Если хотя бы одно звено будет упущено, нужного результата добиться трудно.
Неважно, какой статус имеет общеобразовательное учреждение: лицей, гимназия или школа. Требования по безопасности, пожарной, антитеррористической, электробезопасности и поведению в чрезвычайных ситуациях, одинаковые. Педагоги обязаны знать более двадцати инструкций, в которых разъясняется, что необходимо делать в критических или опасных для жизни ситуациях.
Школьный двор лицея огорожен забором, въезд автотранспорта сюда запрещен. По периметру двора установлены видеокамеры наружного наблюдения.
В зимнее и летнее время школьный двор полон детей. Родители приходят сюда вместе с детьми на открытые площадки и спортивные мероприятия, чтобы активно провести время.
После восьми вечера ворота закрываются, и территория недоступна для посторонних. Утром дежурный завуч совершает обход территории, делает отметки о надлежащем состоянии объекта в специальном журнале, и лицей начинает новый учебный день.
Предъявите документы
При входе в образовательное учреждение – пост охраны. Бдительные сотрудники ЧОО "Смерч" круглосуточно находятся на вахте, сменяя друг друга.
– Чтобы попасть внутрь здания, нужно предъявить охраннику документ, удостоверяющий личность, а также известить о цели визита и указать, с кем из педколлектива имеется договоренность о встрече, – отмечает Репникова. – Затем гостя сопровождает педагог или другой сотрудник.
Уже два года в этом учебном учреждении работает электронная проходная. Учителя и ученики при входе и выходе пользуются специальной картой.
В базе данных отображается время, когда ребенок пришел на уроки и когда покинул школу. Родители при этом получают смс-сообщения.
Пункт охраны оборудован кнопкой тревожной сигнализации КТС. В случае необходимости сотрудники ВОХР приедут в течение пары минут при полной экипировке.
К счастью, такого в истории лицея не было. Но в тренировочных целях этот момент отрабатывался не раз.
В лицее также имеется прямая связь с пожарной частью № 5. При возгорании набирать номер не нужно. Сотрудник охраны поднимает трубку – и пожарная часть на связи.
Под контролем антитеррористической комиссии два раза в год проходят плановые инструктажи по недопущению терроризма и противодействию ему. Помимо этого лицей регулярно проводит тренинги и дополнительный инструктаж с учениками, родителями и со всем школьным коллективом.
Ученик, родители, учитель
Комплекс мер безопасности этим не ограничивается. Большую работу по созданию благоприятного климата, социальной адаптации и, как следствие, недопущению критических ситуаций в стенах и за пределами общеобразовательного учреждения выполняет педагог-психолог лицея Юлия Столярова.
Помимо плановой работы с ребятами в рамках воспитательного процесса Юлия Алексеевна держит под контролем психологический климат в средних и старших классах. В восьмых и девятых классах раз в неделю проводится урок "Основы здорового образа жизни". Педагог-психолог использует это время для профилактики, диагностики и коррекции поведения учащихся. В десятых и одиннадцатых классах Юлия Столярова – частый гость на классных часах.
Отметим, что психолог проводит и индивидуальные консультации. Чаще обращаются девочки, чтобы поделиться проблемами, и мамы старшеклассников, которые приходят за советом.
Библиотекарь Надежда Варюхина не первый год практикует в лицее семейные чтения. В уютном читальном зале собираются дети и родители, обсуждают произведения, спорят на вечные темы. Именно в такие моменты родители и дети становятся единым целым, учатся доверять друг другу.
– Вожатые, социальный педагог, педагог-психолог, заместитель по воспитательной работе, заместитель по безопасности, библиотекарь – все мы создаем безопасную среду для наших детей, – уверена директор лицея № 36 Ольга Лобанова. – Но огромную воспитательную роль играет и семья. Родители должны вовремя заметить, что у их ребенка возникли проблемы. Пусть они им не кажутся мелкими или неважными. Вовремя заметив что-то неладное, мы сможем вместе предотвратить нежелательные последствия. Если треугольник "ученик – родители – учитель" складывается, мы получаем положительный результат. Бдительность родителей, профессионализм учителей, технологии современной охраны объектов – все это в комплексе дает необходимый результат: безопасную среду в нашем лицее.