Процесс передачи полномочий в сфере здравоохранения от муниципалитетов на региональный уровень проходит в России уже несколько лет. Поставлена задача на первый взгляд похвальная: повысить качество медицинского обслуживания и взять на буксир лечебно-профилактические учреждения, которые не справляются со своими обязанностями. Однако на деле вырисовывается совершенно иная картина.
Многие субъекты перестарались и взвалили на себя все, что можно, не дифференцируя слабые и сильные стороны муниципального здравоохранения. Пострадавших много: региональные бюджеты, городские врачи и, конечно, пациенты, натерпевшиеся от необдуманных последствий реформы.
Сегодня развитие подобного сценария грозит и саратовскому здравоохранению. Отступив однажды от идеи шефства над горздравом, область вновь начала муссировать тему о передаче сети муниципальных учреждений здравоохранения на попечение субъекта в самое ближайшее время.
Не оскудеет рука берущего?
На первый взгляд у региона больше финансовых возможностей для поддержания клиник на должном уровне. Но, если разобраться, откуда взяться этим финансовым возможностям? Саратовская область испытывает острый дефицит бюджетных средств, прибавьте к этому многомиллиардные долги, которые висят дамокловым мечом. Очевидно, что передача городских больниц в ведение регионального правительства может только усугубить ситуацию и привести к необратимым последствиям.
Во-первых, муниципальные больницы и поликлиники (а это оказание на территории города первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорая помощь, медицинская помощь женщинам в период беременности во время и после родов – именно эти полномочия сейчас исполняет муниципалитет) создадут дополнительную нагрузку на региональный бюджет.
Во-вторых, расширение полномочий приведет к необходимости увеличения штата сотрудников минздрава, то есть бюрократического аппарата.
В-третьих, на область лягут и такие финансовые затраты, как затяжные процедуры передачи учреждений, материально-технической базы, содержание аппарата чиновников, контролирующих работу муниципальных лечебниц. И даже такая, казалось бы, мелочь, как смена вывесок на поликлиниках и больницах, влетит областному бюджету в копеечку. Насколько экономически оправдана реформа здравоохранения? Стоит ли идти на такие радикальные меры и без того в затруднительном положении областного бюджета? Вопросы, на наш взгляд, риторические.
Не до врачей
Надо учитывать также и то, что недостаточно взять больницы под свой контроль. Необходимо еще стремиться к развитию, к улучшению ситуации на местах. В этом-то и был первоначальный смысл реформы. Именно такую задачу на протяжении нескольких последних лет ставит перед собой и успешно справляется с ней городское здравоохранение.
Медицинские специалисты муниципальных лечебных учреждений получают достойную заработную плату. За счет средств горбюджета в больницах создаются комфортные условия для работы, прежде всего речь идет о реконструкции медучреждений Саратова за счет городской казны. Работа по развитию муниципальных лечебных учреждений ведется не первый год, есть положительные показатели эффективности такого сотрудничества.
На протяжении многих лет муниципалитет оперативно реагирует на потребности городского здравоохранения в улучшении материально-технической базы. Медучреждениям передаются здания и помещения, находящиеся в собственности города; приобретаются новые строения.
Так, в 2013 году в муниципальную собственность для создания неонатального центра приобретено здание по адресу: улица Крымская, 15. Сейчас осуществляется его реконструкция. При финансовой поддержке муниципалитета проводился ремонт в зданиях.
В случае реструктуризации необходимая социальная обязанность – развитие материально-технической базы и улучшение условий труда – ляжет на плечи региональной власти. Правда, даже современный ремонт и новое оборудование в ЛПУ в сегодняшних реалиях – это всего лишь путь к нормальному существованию. А как же развитие отрасли?
Городские власти давно пришли к выводу, что для кардинальных изменений в сфере здравоохранения необходимо инвестировать в специалистов. Врачи должны получать достойную зарплату, а больницы и поликлиники – привлекать к себе молодых специалистов.
Именно на это направлены сегодня действия муниципалитета. И результат налицо: в 2012 году 28 работников муниципальных учреждений здравоохранения получили ведомственные квартиры. Сможет ли область таким же образом поддерживать и стимулироваться работников медицинской области?
Рискуют все
Сами медработники опасаются, что при переводе медучреждений на областной уровень последуют кадровые изменения. Врачи предполагают, что оптимизация может закончиться закрытием учреждений.
Здания муниципальных больниц могут быть перепрофилированы в связи с оптимизацией дублирующих друг друга медицинских услуг в учреждениях регионального подчинения. Учитывая, что теперь пациенты могут получать медпомощь в любом медучреждении города, вполне вероятно сокращение ЛПУ в целях экономии бюджетных средств.
Чтобы понять все риски перераспределения полномочий, обратимся к опыту тех российских городов, где передача муниципальных поликлиник в ведение регионального минздрава состоялась. Практически везде часть медицинских учреждений закрывается вследствие нерентабельности.
Что в таком случае останется делать саратовским специалистам в области здравоохранения? Ответ очевиден: они будут вынуждены сменить сферу профессиональной деятельности. А самыми пострадавшими в этой ситуации окажутся жители города, которые просто не смогут оперативно и в полном объеме получать медицинскую помощь.
Вызывает вопрос и то, как будут функционировать поликлиники и больницы в период долговременного процесса передачи учреждений на баланс региона. Вряд ли саратовцы хотят оказаться на месте жителей Нижнего Тагила, где проблема передачи медучреждений в ведение области стала причиной конфликта органов госвласти и местного самоуправления.
О мамах и папах замолвите слово
В минусе окажутся и родители саратовских детей. Дело в том, что за счет централизации подчиненности городских учреждений образования и здравоохранения сегодня происходит оптимизация предоставления услуг населению. В рамках этого направления детские сады самостоятельно составляют для школ медкарты выпускников, и родителям не приходится обходить множество кабинетов в поликлиниках и больницах.
Кроме того, сегодня медучреждения предоставляют школам и детским садам медицинских специалистов для организации работы медкабинетов в образовательных учреждениях без создания дополнительных единиц штата. Совместно с городским комитетом здравоохранения в школах Саратова регулярно проходит тестирование, направленное на раннее выявление и профилактику употребления наркотических средств подростками. При передаче муниципальных медучреждений на областной уровень станет невозможно координировать их работу и влиять на взаимодействие с другими муниципальными учреждениями – например, на совместную работу со школами и детскими садами по проведению профилактических мероприятий по предупреждению сезонных инфекционных заболеваний.
В чем смысл?
А теперь вернемся к главному вопросу: соответствуют ли предполагаемые последствия от реформы ее первоначальным целям?
На территории Саратовской области функционирует большое количество медицинских учреждений, находящихся в ведомстве регионального минздрава. Их эффективность гораздо ниже муниципальных учреждений областного центра. Для примера: показатель общей смертности населения по Саратову в 2013 году составил 13,75 на 1000 населения, что на 4,8 процента ниже областного. Если медучреждения заберут из-под крыла муниципалитета, планомерная работа по повышению эффективности работы медслужб города, скорее всего, сойдет на нет, и систему развития здравоохранения, если она будет принята и согласована, придется налаживать с нуля.
Реформа здравоохранения направлена на спасение медучреждений в районах области, где органы МСУ не способны справиться с системой здравоохранения своими силами. Саратов же может не только содержать систему здравоохранения, но и добиваться положительных результатов работы в этом направлении, поэтому для областного центра реформа в современных условиях неактуальна и приведет к неразберихе и сбоям в отлаженной работе муниципальных больниц.