Торжество, посвященное вековому юбилею прославленного российского предприятия, состоялось 27 сентября в помещении Cаратовского ТЮЗа. Специально по случаю круглой даты был поставлен музыкальный спектакль, посвященный самым ярким страницам жизни завода, который сопровождался видеохроникой и лазерным шоу.
Свою историю предприятие ведет с 1918 года. Именно тогда было принято решение открыть на базе мастерских по ремонту приборов завод, получивший вскоре название "Авиаприбор".
Первоначально предприятие располагалось в Москве и состояло из двух отделов и мастерских, на которых трудились 76 человек. В основном они занимались ремонтом импортных авиаприборов и запчастей. Но год от года производственные мощности росли, а инженерная мысль рвалась в небо. И вот уже к 20-м годам на "Авиаприборе" был налажен массовый выпуск авиагоризонтов, гирополукомпасов, указателей скорости, высотомеров, тахометров и прочей продукции. Разрабатываются и новые, не имеющие аналогов, приборы – например, "пикирующий авиагоризонт", осваивается мирная продукция - готовальни, часы-ходики и даже один из первых советских патефонов. В геометрической прогрессии увеличивались не только мощности. Завод прирастал площадями и количеством работников.
Положение дел на предприятии в 30-х годах находилось под постоянным контролем наркома тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе. 11 ноября 1935 года по ходатайству работников предприятия заводу было присвоено имя Серго Орджоникидзе. К 1940 году предприятие было основным по производству авиационных приборов и выпускало от 80 до 100 % номенклатуры авиационных приборов, изготовляемых в стране. В этом же году Указом Президиума Верховного Совета СССР за достижения в создании и освоении новых приборов и вооружения коллектив награждается орденом Трудового Красного Знамени.
В 1941 году завод эвакуировали в Энгельс. Начались тяжелые годы тыловой работы. Люди трудились из последних сил, понимая, что за ними – мощь и сила нашей советской армии. В годы Великой Отечественной войны предприятие изготовило более 2 миллионов высокоточных приборов для авиации и танковых войск. Ближе к концу войны на заводе был выпущен автопилот, в том числе для военного ИЛа.
За заслуги перед Отечеством в годы войны предприятие было награждено орденом Ленина, а все без исключения работники - медалями за доблестный труд.
В 1951 году завод имени Серго Орджоникидзе было решено перевести в Саратов, где он находится и по сей день. С этого года началась новая страница истории уникального предприятия: его профилем становятся системы автоматического управления. Именно здесь впервые в стране были разработаны и запущены в серию автопилоты для ракет подводного базирования и системы управления для тяжелых пассажирских и военно-транспортных самолетов семейств Ил и Ан.
- 100 лет для завода – уникальная дата, наше предприятие делает следующий шаг в новую эпоху. И сегодня хочется сказать огромные слова благодарности нашим ветеранам труда, тем, кто стоял у истоков мощи завода, преодолевал тяжелые годы войны, а затем восстанавливал страну и работал на благо следующих поколений, - обратился к присутствующим на праздновании гендиректор АО "СЭЗ им. Серго Орджоникидзе" Дмитрий Ханенко. - У предприятия не только богатая история, но и большое будущее. Ведь все знания и опыт ветеранов перенимают молодые сотрудники. Они мотивированные, активные и своим трудом демонстрируют, что им все по плечу. Хочу пожелать всем нам больше работы! Тем более что будущее зовет нас вперед, к новым победам!
Марк Ставицкий проработал на заводе 53 года – прошел путь от токаря до гендиректора. Сегодня заслуженный авиастроитель, заслуженный машиностроитель РФ, заслуженный работник предприятия по-прежнему в строю, продолжает трудиться в должности заместителя гендиректора по развитию авиационного направления.
- Я пришел на завод в начале февраля 1965 года, и я благодарен судьбе, что мне повезло с учителями и повезло с работой. Я трудился и в сборочном цехе, и инженером, и каждый этап моего развития совпадал с важнейшими вехами развития всего предприятия, - говорит Марк Ильич. - Тогда, конечно, мы не задумывались, что творим историю, - работа шла по нарастающей, и каждое новое изделие открывало горизонт следующим разработкам. Коллектив справлялся с любыми задачами. Работали качественно, слаженно. Вот эта способность меняться, расти и позволила заводу подойти к 100-летнему юбилею.
Надо отметить, что СЭЗ - это то место, куда приходят работать молодыми и трудятся всю жизнь. На заводе множество ветеранов производства.
Александр Козлов – идеолог современной модификации системы управления ИЛ-76 - работает на предприятии с 1959 года.
- Самый интересный день - когда полетел Гагарин, - делится воспоминаниями Александр Иванович. - На орбиту была выведена ракета с человеком на борту. И мы чувствовали свою причастность к этому величайшему событию, ведь мы на заводе делали рулевые приводы этой ракеты. Новые поколения должны ценить традиции нашего завода. Это первенец российского авиаприборостроения!
Поздравить юбиляров в тот вечер пришло множество гостей. Среди них представители правительства области, городской и областной Думы, члены Торгово-промышленной палаты, российские и иностранные партнеры предприятия и многие другие.
От администрации города и главы Саратова Михаила Исаева коллектив завода поздравил председатель комитета по экономике Андрей Разборов.
- Столетний юбилей - это серьезный рубеж, - отметил Андрей Андреевич. - Выпускаемая вами продукция работает на благо города, на благо страны. Вы больше, чем бренд Саратова, вы - наша легенда. Хочется пожелать, чтобы завод жил, расцветал и продолжал работать на благо экономики региона и всей страны!