Легендарный самолет-труженик Ан-24Б установили перед зданием саратовского аэровокзала. По замыслу авиаторов, лайнер-памятник станет символом эпохи, в которую в областном центре начались регулярные пассажирские перевозки.
Первый турбовинтовой Ан-24 совершил посадку в нашем аэропорту в сентябре 1963 года. Он привез пассажиров из московского аэропорта Быково.
Массовая эксплуатация самолета в СССР началась годом ранее. Прибытие лайнера такой вместимости в наш город стало настоящим событием.
Спустя два года свой Ан-24 появился и у Саратовского авиаотряда. В последующие два десятилетия этот тип самолета стал основным тружеником саратовского аэропорта.
Ан-24 совершал рейсы в десятки городов РСФСР, включая сибирские; в города союзных республик. На тот момент в саратовском авиаотряде насчитывалось 25 бортов этого типа и более 70 летных экипажей.
При таком количестве рейсов самолет отличался надежностью. Единственная катастрофа Ан-24 с жертвами произошла в Саратове в декабре 1971 года. Тогда Ан-24Б с бортовым номером 46788, рейс Уфа – Свердловск – Саратов, разбился при заходе на посадку вблизи аэропорта.
Но причиной трагедии стали не технические неисправности, а сложные метеоусловия. Все остальное время Ан-24 исправно трудились на благо саратовцев.
Потеснить их смогли только ближе к концу 1980-х новенькие Як-42. С последним из "анов" Саратов распрощался 10 лет назад. При этом Ан до сих пор трудится во многих аэропортах Сибири и Крайнего Севера – там, где его не могут вытеснить новомодные, но не приспособленные к тяжелым российским условиям "иномарки".
Самолет Ан-24 с бортовым номером СССР-46331, который теперь можно увидеть при входе в саратовский аэропорт, долгое время стоял на летном поле по соседству с таким же ветераном Як-40. Известный саратовский интернет-блогер Денис Жабкин раскопал его историю и выложил на своей странице в "Живом журнале".
Так, по данным блогера, в Саратов Ан-24 № 46331 попал в 1992 году. До этого он более двадцати лет пролетал в Горьковском авиаотряде.
СПРАВКА «СП»:
Самолет Ан-24Б предназначен для линий малой и средней протяженности. Крейсерская скорость – 460 км/ч. Максимальная пассажировместимость – 48 человек.
Первый полет совершил в 1959 году. Выпускался серийно с 1962 по 1979 год на заводах имени Олега Антонова в Киеве, а также Иркутске и Улан-Удэ.
Всего произведено более 1300 самолетов. В настоящее время эксплуатируются около ста.
Но саратовцам этот борт прослужил недолго. Спустя шесть лет после прибытия его списали.
За время стоянки на летном поле лайнер заметно постарел, а краска с его бортов облупилась. Вернуть труженика к пусть не совсем полноценной, но все же жизни взялись "Саратовские авиалинии".
В течение двух месяцев самолет приводили в порядок. Старый Ан-24 полностью перекрасили.
В ночь с 12 на 13 июля самолет транспортировали на место вечного прикола. Для этого пришлось демонтировать часть стены аэропорта.
Даже небольшие по авиационным меркам размеры Ан-24 оказались громадными для узких саратовских улиц. На место вечной стоянки самолет буксировали трактором.
Накануне у лайнера сняли крылья и винты двигателей, но даже в таком виде Ан-24 не вписывался в саратовские улицы. В итоге процесс транспортировки занял два часа.
На это время сотрудники ГИБДД перекрыли сразу две улицы. Из-за восьмиметровой ширины фюзеляжа рабочим по ходу движения самолета приходилось спиливать ветви деревьев. Чтобы не повредить городские контактные сети, работники СГЭТ поднимали проводку.
Подготовленный постамент самолет занял ранним утром. В течение следующего дня Ан-24 вернули крылья и винты, а площадку перед ним украсили яркой подсветкой.
– На этом самолете мы долетели до Иркутска, летали в Крым и Сочи. Все это время Ан-24 показал себя как очень надежный, безаварийный и комфортабельный по тем временам самолет. И он достоин того, чтобы занять место памятника перед саратовским аэропортом. В памяти многих саратовцев, особенно старшего поколения, он остался как самолет, на котором они летали из Саратова по всему Советскому Союзу, – прокомментировал бывший командир экипажа Ан-24, летчик Виталий Тренин.