". Село Шняево и соседнее село Белая гора – места традиционного проживания чувашей, которые обосновались здесь более трех веков назад. Масштабный праздник проходит в селе с 2009 года. На национальный фестиваль приедут гости из соседней Пензенской области, из республики Чувашия, из районов Саратовской области. Праздник проводится на открытой площадке.
Организатор мероприятия – администрация Базарно-Карабулакского района при поддержке министерства внутренней политики и общественных отношений области и чувашской национально-культурной автономии Саратовской области.
В этом году, как сообщили в администрации Базарно-Карабулакского района, все населенные пункты района готовят презентационные палатки своего села, деревни под общим названием "Наш дом – Россия!". Базарно-Карабулакский район – многонациональный, будет представлен национальный колорит русских, татар, чувашей, мордвы.
На празднике развернется выставка-продажа сувенирной продукции ручной работы – "чувашские матрешки", "свистульки", вышивки, глиняные игрушки, "шептуны" (валенок размером с мизинец), мягкие куклы, домовята. Вышивки украшают национальным чувашским орнаментом, каждый узор имеет свой смысл и назначение.
В программе праздника детский конкурс национальных костюмов народов Поволжья "Самрак пике" (в переводе с чувашского "Юная красавица"), а также детский пленэр "Белогорские пейзажи".
В программе "Акатуя" - демонстрация чувашского национального обряда, связанного с сельскохозяйственными работами. Проводится на чувашском языке, в постановке будет задействован старинный плуг, хранящийся в сельском музее.
Село Шняево всегда славилось своими плотниками, согласно легенде, местные чуваши строили корабли для флота Петра Первого. Также здесь развивался народный промысел по валянию валенок.
Саратовский "Акатуй" отличает национальный чувашский колорит (яркие национальные костюмы, чувашские народные песни, народное декоративно-прикладное творчество), живописное место проведения, атмосфера сельского праздника.
Справка
Село Шняево основано в 1692 году мастерами корабельных дел. Они получили землю от Петра Первого за строительство быстроходных голландских кораблей "шнява". ( Шня́ва - небольшое парусное торговое или военное судно, распространённое со второй половины XVII века до конца XIX века в северных странах Европы и в России..)
Село расположено на холме. С севера река с высоким левобережьем. Предводителем первых поселенцев был Миксин Иштубаев. Он объединил в одно село 12 семей. Через несколько лет часть семей переселились на север по реке под крутым холмом известковых отложений белого цвета. Поселение назвали "Шурэ ту" (с чувашского – "Белая Гора"). Жители сел не были крепостными, а являлись людьми государственными, т.е. несли повинности перед государством.
В XVIII-XIX веках жители сел Шняево и Белая Гора вели натуральное хозяйство, занимались хлебопашеством, скотоводством, пчеловодством. Были развиты и народные промыслы: деревообработка, кузнечное дело, ткачество, лозоплетение, плотницкое и столярное дело. Строили в округе дома, церкви, амбары, мельницы. Овладели товарным производством – валяние валенок, выделка шкур, пошив тулупов.
По данным Петровского краеведческого музея к 1911 году в с. Шняево насчитывалось 232 крестьянских двора с числом жителей 1393 человека. Площадь посевов составляла 1045 га; рабочего скота - 390, молочного - 280. Имелись церковь, 4 мельницы, крупорушки. Жили люди зажиточно.
В настоящее время в местной школе действует музей краеведения, основанный в 1967 году, учителем истории Идобаевым А.А. В здании администрации открыт музей чувашского быта. На празднике будет представлена этнографическая выставка из местных музеев.