Класс-концерт "Азбука актера" – это первый выездной опыт воспитанников Константина Аркадьевича. Перед спектаклем он вместе с супругой Еленой Райкиной-Бутенко с удовольствием пообщался с саратовскими журналистами. Мэтр рассказал о своем отношении к нашему городу и Олегу Янковскому, а также о театре и педагогическом опыте.
Никто так не играл…
С первых минут общения Константин Райкин поразил саратовцев непередаваемыми обаянием и харизмой. Несмотря на то что в переполненном зале отсутствовали микрофоны, голос мэтра звучал настолько четко и уверенно, что его слышали даже на отдаленных рядах, чего нельзя было сказать о выступающих до Райкина артистах.
Сын прославленного комика минувшего столетия, основателя Театра "Сатирикон" Аркадия Райкина, один из немногих детей знаменитых родителей, кто не остался в тени именитого отца и смог построить успешную карьеру. Константин известен зрителям по работам в Московском театре-студии под руководством Олега Табакова, Ленинградскому театру миниатюр, "Сатирикону", учебному театру-студии МХТ, а также ролям в кино. Наиболее яркие из них "Труффальдино из Бергамо", "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Король Лир".
Благодаря прекрасной физической форме все кинотрюки Райкин выполнял без помощи дублеров и каскадеров. Но популярность актеру принесло ни кино, а театральная сцена, которой он всегда отдавал предпочтение.
В течение долгого времени Райкин преподавал в Школе-студии МХТ, после чего организовал собственную театральную школу. Работу своих воспитанников он и предложил саратовцам.
– Считаю, что я имею отношение к Саратову, – поделился Константин Аркадьевич. – Я все время в жизни и в своей профессии сталкивался с людьми из вашего города.
И тут Константин Аркадьевич ничуть не лукавил. Его супруга Елена, с которой он вместе уже более 20 лет, – представительница саратовской театральной школы. В наш город она приехала из Харькова, где окончила два курса режиссерского отделения института культуры.
В 1982 году Елена окончила мастерскую Александра Дзекуна и Веры Ермаковой, после чего по распределению попала в труппу Орловского театра юного зрителя. Затем отучилась в Школе-студии МХТ, где и познакомилась с будущим мужем.
Сегодня Елена Бутенко-Райкина не только актриса, но и режиссер, и ведущий театральный преподаватель. Дочь Райкиных Полина пошла по стопам родителей и тоже связала свою жизнь с театром.
И конечно, Саратов для Константина Райкина связан с именами Олега Табакова и Олега Янковского. Хотя Райкину не довелось поработать с Янковским на одной сцене, он для Константина Аркадьевича оставался наиболее духовно близким коллегой по цеху.
– Я не пропускал ни одного спектакля с участием Янковского в "Ленкоме", следил за новыми театральными и киноработами Олега Ивановича, – рассказывает Райкин. – Янковский тоже посещал наши спектакли. Чему-то он учился у нас, чему-то мы учились у него. Это был доброжелательный, ироничный и веселый человек. Он работал на уровне мировых театральных звезд и оставался верным профессии. Янковский – один из немногих артистов, который развивался по нарастающей силами своего таланта. Я люблю его киноработы у Марка Захарова в лентах "Убить дракона", "Обыкновенное чудо", его роль алкоголика в фильме Татьяны Лиозновой "Мы, нижеподписавшиеся". До него никто так не играл…
Театральный монастырь лицедеев
В Саратов Константин Райкин привез спектакль своих учеников "Азбука актера". Постановка с аншлагом прошла в Театре драмы 12 ноября. Затем спектакль увидят в Милане. Константин Аркадьевич рассказал, что в работе со студентами, как и все, отталкивается от классической системы Станиславского, тем не менее каждый мастер, безусловно, трактует ее по-своему.
– Каждый готовит учеников для самого себя, – констатировал артист. – Это происходит инстинктивно. Лично я очень люблю лицедеев, бесстрашных артистов, которые не стесняются быть некрасивыми. Это важное качество. Любой актер моей школы впоследствии сможет трансформироваться и работать в другом театре.
При этом как истинный мэтр Райкин уверен, что владеть театральным мастерством до конца невозможно.
– Работа со студентами – это движение в неведомое, и в этом заключается весь ее кайф, – объясняет актер.
Константин Аркадьевич – ярый приверженец классических консервативных традиций в театре. Сначала молодой актер должен пройти все необходимые азы театральной школы, и только потом он может пробовать себя в каких-либо креативных и авангардных течениях.
Исходя из этого, Райкин запрещает ученикам сниматься в кино до третьего курса. К тому же график в театральной школе настолько плотный, что студенты проводят здесь ежедневно по 12 часов. Это своеобразный театральный монастырь.
Предложение на 17 миллионов
Впрочем, даже при такой жесткой дисциплине бывают и исключения. Речь идет о судьбоносных проектах в кино, которые вдруг сваливаются на молодых актеров.
Именно такое предложение несколько лет назад поступило к второкурснице Школы-студии МХТ мастерской Константина Райкина Анне Чиповской. Девушке предложили главную роль в фильме "Стиляги".
Впоследствии эту роль сыграла Оксана Акиньшина. Продюсер киноленты Леонид Ярмольник лично уговаривал Райкина отпустить Аню на съемки. Но Константин Аркадьевич предоставил право выбора самой Чиповской.
В итоге девушка из потомственной творческой семьи выбрала учебу. А позже режиссер Валерий Тодоровский предложил Анне роль в не менее громком проекте – фильме "Оттепель". Такой же выбор когда-то сделал и сам Райкин.
– Кумиром моего детства был гениальный французский мим Марсель Марсо, – рассказал Константин Аркадьевич. – Благодаря папе я был знаком с ним лично с одиннадцати лет и никогда не пропускал его гастролей в СССР. Когда я поступил на первый курс Щепкинского училища, Марсель Марсо в очередной раз приехал в нашу страну, к нему выстроилась огромная очередь советской молодежи. Каждый мечтал, чтобы знаменитый артист заметил его. В толпе, несмотря на личное знакомство, был и я. Француз оценил мои способности и пригласил меня в свою Школу пантомимы в Париж на два года. В училище мне сказали, что отпустят меня с одним условием: через два года мне придется поступать сюда заново на общих основаниях. Тогда я выбрал учебу.
Второе судьбоносное предложение молодой Константин Райкин получил чуть позже от легендарного режиссера Стивена Спилберга. За эту работу Райкину предложили внушительный гонорар – 17 млн долларов.
Свой отказ актер объяснил просто: "Мне не интересно сниматься в кино". По словам артиста, он ни за что не оставит работу в театре, пусть даже на время, поскольку это – смысл его жизни.
– Неслучайно все лучшие актеры работают в театре, говорит Райкин. – На моих глазах Марк Захаров сделал великим актером Александра Абдулова, который до этого был немного нарциссом. Похожая история произошла и с Олегом Янковским.
Константин Аркадьевич давно занимается "коллекционированием" предложений сыграть в фильмах и, соответственно, своих отказов. Правда, как шутит актер, не хватает только предложения от Эльдара Рязанова, от которого он бы уж точно не отказался.
– Чтобы стать актером, мало окончить театральный вуз. Как минимум, лет пять нужно отработать в театре, и еще лет пять понадобится для того, чтобы обрести профессиональное мастерство, – добавляет Елена Бутенко-Райкина. – На четвертом курсе мы ориентируем студентов, что лучше работать в провинциальном театре, чем перебиваться работой официанта в Москве в ожидании каких-то звездных ролей, поэтому наши выпускники работают в театрах Питера, Новосибирска, Киева и других городов.
Журналисты поинтересовались у Райкина, какими критериями должны обладать будущие актеры. Константин Аркадьевич отметил, что это прежде всего внутренняя энергоемкость и обаяние.
Нередко на одно место в театральном вузе претендует несколько сотен человек, но по-настоящему талантливый человек выделяется сразу. Выпускниками мастерской Райкина, кстати, являются представитель третьего поколения звездной династии Ефремовых Никита Ефремов, актриса Глафира Тарханова, исполнитель роли Фила Ричардса в сериале "Интерны" американец Один Байрон, исполнитель главной роли Лени Филатова в фильме "Диверсант" Алексей Бардуков, наш земляк Артем Осипов и многие другие.
В частности, саратовец Артем Осипов попал к Райкину поистине невероятно. Молодой человек учился на театральном отделении Саратовской консерватории, а потом по примеру многих сокурсников поехал покорять Москву.
В Школу-студию МХТ Артем пришел в последний день конкурса и буквально уговорил преподавателей посмотреть на него. Харизма саратовца настолько поразила Константина Райкина и других членов комиссии, что Осипов прошел вне туров. Сегодня он исполнитель десяти главный ролей "Сатирикона", и на нем, без преувеличения, держится весь театр.
Правда, даже мэтры иногда совершают ошибки. Так, в свое время член приемной комиссии Школы-студии МХТ Райкин не допустил в следующий тур известного актера Сергея Маковецкого.
– На меня давил рядом сидящий педагог, очень известный актер, – вспоминал Константин Аркадьевич. – Это было невероятно. Принять бездаря за талант – это еще возможно. Но как не увидеть талант?
Однако Маковецкий, как оказалось, не держит зла на Райкина. Улыбнувшись, он сказал, что в тот год его не принял никто.
В заключение пресс-конференции Константин Райкин отметил символичность того, что фестиваль в Саратове получил имя Олега Янковского именно в Год культуры. Это достойная память Олегу Ивановичу, творческое становление которого неотделимо от саратовской театральной школы.