Также лицей является площадкой для научно-исследовательской работы не только местного, но и федерального значения.
Между Востоком и Западом
История лицея начинается в 1997 году, когда в соответствии с региональной программой развития новых форм обучения на улице 1-я Садовая открылось инновационное образовательное учреждение с упором на изучение восточных языков. Наравне с английским, немецким и французским языками первые учащиеся ВЕЛа изучали иврит, японский и арабские языки.
– Восточно-Европейский лицей создавался с учетом местных особенностей социально-экономической среды, – говорит директор Восточно-Европейского лицея Роман Овсенев. – Саратовская область – центральная в восточно-европейской части России в географическом, историческом и этническом отношении – является объединяющим средоточием культур, обычаев, традиций, наречий многих народов Западной Европы и Востока. Выстроить еще один связующий мостик между самобытными цивилизациями в сфере просвещения юных умов – таков замысел создания лицея.
Геополитическая и экономическая ситуация в мире и стране и сегодня вносит свои коррективы в образовательную структуру лицея. Сейчас, например, акцент здесь делается на изучении китайского языка. Правда, пока только на уровне факультатива. Но в ближайшей перспективе руководство ВЕЛа мечтает расширить границы познания языка и культуры потенциального мирового лидера.
– Китайский язык очень популярен среди наших лицеистов, – продолжает Роман Русланович. – И во многом благодаря замечательному преподавателю, известному востоковеду, основателю двух саратовских центров – японского "Ямато" и китайского "Чжунго" Юрию Владимировичу Баринову. Очень здорово, что, несмотря на свою занятость (Баринов преподает в университете), Юрий Владимирович может передать свои безграничные знания детям.
Лаборатория идеального учителя
Педагогический коллектив ВЕЛа – еще одна гордость учебного учреждения. Опыт и методическая работа здешних учителей становятся предметом изучения педагогов других образовательных учреждений. На базе лицея систематически проводятся городские и областные семинары для преподавателей и руководителей учебных заведений.
Важную роль играют методические объединения учителей, а также созданная в 2002 году "Лаборатория современных технологий преподавания гуманитарных дисциплин", которой руководит доктор исторических наук, профессор СГУ Нина Ивановна Девятайкина. Лаборатория курирует работу по экспериментальной программе, разрабатывает научно-методическую программу "Основы научной работы в школе", руководит просеминарами по истории, МХК, культурологии, социологии и литературе.
Сотрудничество учителей лицея и преподавателей вуза способствует не только обоюдному профессиональному росту, но и несколько иному отношению к учащимся. Все в ВЕЛе направлено на развитие творческого потенциала школьников и осуществление принципов личностно-ориентированного обучения. Лицеисты свободны в своих мыслях, они постоянно находятся в поиске, у них высокая мотивация к получению новых знаний.
Во многом к самопознанию детей приучает и участие в научных конференциях, которые в ВЕЛе ежегодно проводятся на самых разных уровнях: классная конференция, единый день научно-творческой работы учащихся лицея и ежегодная городская научно-практическая конференция школьников "Диалог цивилизаций".
По маршруту ВЕЛ – Москва
С 2011 года в лицее проходит региональный тур престижнейшего Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского.
– Мы четвертый год подряд сотрудничаем с Московским педагогическим университетом и благодаря этому являемся частью федеральной площадки по научной работе, – продолжает Роман Русланович, – поэтому с большим удовольствием приняли предложение МГПУ о проведении на базе нашего лицея исследовательского конкурса.
В этом году конкурс прошел 6 декабря, в нем приняли участие представители образовательных организаций восьми районов Саратовской области и 14 городских лицеев, гимназий и школ. На предварительном этапе к рецензированию допущены 70 работ, к очному туру – 65. Все участники конкурса получили развернутые рецензии с комментариями и рекомендациями экспертов.
– У нас особый, уникальный конкурс, – говорит Роман Овсенев. – Прежде всего на нем полностью отсутствует остаточный принцип распределения мест. Не секрет, что школы, которые устраивают подобного рода фестивали и конкурсы, большинство призовых мест оставляют своим ученикам. Здесь такого быть просто не может, ведь коллегия экспертов конкурса традиционно формируется из числа преподавателей ведущих вузов Саратова: СГТУ, СГУ, СГМУ, ССЭИ РЭУ имени Плеханова, ПИУ имени Столыпина.
В этом году тематически работы разделили на три больших блока: естественно-научный, физико-математический и гуманитарный. Значительным оказался круг работ по экологии, биологии и междисциплинарным темам вокруг них, в том числе по результатам полевых исследований или экспериментов. В составе гуманитарных работ традиционно большое число составили работы по истории и краеведению, литературоведению и лингвистике. Организаторы отмечают явный рост качества представляемых работ: ученики и руководители обдуманно подходят к выбору темы, обработке материала, не останавливаются на реферировании.
14 февраля на базе лицея планируется проведение IV Саратовского регионального тура XXII Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского для 2–7-х классов "Я – исследователь". А в конце марта 2015-го, в дни весенних каникул, здесь пройдет региональный этап Всероссийской олимпиады имени В.И. Вернадского по гуманитарным предметам. Она входит в федеральный перечень олимпиад, победители и призеры которых приравниваются к стобалльникам.
Даешь место творчеству!
Здешние лицеисты не только народ интеллектуально развитый, но и очень талантливый. Творческой составляющей руководство лицея уделяет большое внимание. Коллективы, созданные на базе ВЕЛ, – постоянные участники не только районных, но и городских мероприятий.
Совсем недавно в лицее отметили 10-летие вокального ансамбля "Унисон". Что интересно, его участники – исключительно представители сильного пола.
– Нам удалось собрать на юбилейный вечер всех участников ансамбля, – рассказывает директор лицея. – Кто-то сейчас учится в вузе, а кто-то уже работает, но все они с большой теплотой вспоминают свое концертное прошлое, которое им подарил лицей и бессменный руководитель ансамбля, преподаватель Саратовской государственной консерватории Любовь Георгиевна Филиппова. Это уникальный педагог и креативный, творческий, бескорыстный, активный человек. Она не отбирает в свой коллектив готовых певцов, а делает их сама.
Не уступают в талантах и девчонки. В прошлом году в лицее создали девичий ансамбль "Ренессанс". Руководит им учитель музыки Алена Ивановна Иванская. Уже сегодня юные вокалистки занимают призовые места на творческих конкурсах.
– В Волжском районе, на территории которого мы расположены, действует своеобразная лига черлидинга. По этому виду спорта проводятся соревнования, показательные выступления, – продолжает Роман Русланович. – ВЕЛ не остался в стороне и тоже создал свою черлидинг-группу. Девочки под руководством нашего хореографа Юлии Александровны Югай уже показали неплохие результаты на районных мероприятиях.
Есть в лицее возможность продемонстрировать свои таланты и вне творческих коллективов. Здесь ежемесячно проводятся соревнования, фестивали, праздники.
В октябре, например, в Восточно-Европейском лицее состоялся танцевальный конкурс. Каждый класс самостоятельно ставил хореографический номер, придумывал костюмы, репетировал. В итоге результаты превзошли все ожидания, и теперь ребята умоляют повторить конкурс, чтобы взять реванш.
Сегодня перед лицеистами стоит новая задача: к Новому году им необходимо поставить инсценировки на новогоднюю тему. Победителя ждет статуэтка "оскара".
Обо всем этом обязательно напишут на страницах школьного журнала "Птичка-неВЕЛичка", который второй год подряд вместе с классным руководителем Наталией Леонардовной Гусаковой выпускают шестиклассники.
– Когда говорят, что современные дети какие-то не такие, что они инертные, безынициативные, не верьте! Дети сейчас просто замечательные, – уверен учитель со стажем Роман Овсенев. – Им подвластно все: они могут самостоятельно сделать и шоу, и концерт, и при этом быть в курсе событий, на острие моды, и самое главное – проявлять себя на занятиях, конференциях, олимпиадах.
Благотворители
А еще учащиеся лицея вполне могут отреставрировать какой-нибудь памятник. По крайней мере, сейчас с такой инициативой ВЕЛ планирует выйти к властям.
– Дело в том, что ребятам предложили попробовать свои силы в городском проекте "Я – предприниматель", в рамках которого нужно придумать какое-нибудь собственное дело, составить бизнес-план и…заработать денег, – говорит Роман Овсенев. – Мы же, в свою очередь, решили этот проект сделать социальным, и все заработанные средства направить на реставрацию памятника, который находится прямо перед нашим лицеем, на пересечении улиц Мясницкой и 1-я Садовая.
Как видите, жизнь в лицее бьет ключом, и надо отметить, что учащиеся ВЕЛа все успевают. Конечно, помогают и родители, с которыми учителя и руководство лицея поддерживают тесные партнерские отношения; и родные стены учебного заведения, где все оборудовано по последнему слову техники (в каждом классе – интерактивные доски, мультимедийные установки и т.д.). Но главное, что способствует развитию разносторонней личности, – это особая атмосфера, созданная в лицее с самых первых дней его существования, когда все направлено на комплексное воспитание широко эрудированного человека с устойчивой мотивацией на дальнейшее познание науки, техники, культуры и искусства.