Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета муниципального образования «Город Саратов»

410031, г. Саратов, ул.Соколовая, 44/62
телефон: (8452) 26-37-78
e-mail: sarmer@yandex.ru

Как Феникс из пепла...

Разгрому фашистов под Москвой, Сталинградом и на Курской дуге во многом способствовали работники саратовского авиазавода. За время Великой Отечественной войны завод выпустил свыше 13 тысяч истребителей Як-1 и Як-3.

В годы войны Саратов был прифронтовым городом, он постоянно подвергался бомбардировкам вражеской авиации. Особенно тяжело приходилось оборонным предприятиям.

История Саратовского авиазавода, практически полностью уничтоженного в ночь с 23 на 24 июня 1943 года, а затем восставшего из пепла всего за 80 дней, – это одновременно и трагическая страница, и пример беспримерного мужества саратовцев. Архивные свидетельства и воспоминания очевидцев позволяют нам, потомкам фронтовиков и тружеников тыла, совершить экскурсию в прошлое.

В небе над Москвой – 70 саратовских "яков"

В первые же дни войны многие работники завода получили мобилизационные повестки, еще больше людей просились на фронт добровольно. Как следствие, на САЗе стало не хватать рабочей силы, и уже 26 июня директор издал приказ о необходимости призвать к работе на завод всех желающих помочь Красной армии здесь, в тылу.

Особое внимание в приказе уделялось необходимости привлечь на завод женщин, которые могли бы заменить отцов, мужей и братьев, ушедших на фронт. Заводчане приняли решение: считать себя мобилизованными на помощь фронту, работать, не жалея сил, здоровья и даже жизни для победы.

Созданный 30 июня 1941 года Государственный комитет обороны приказал руководству завода дать для обороны Москвы 70 самолетов-истребителей Як-1. Днем и ночью, без выходных и праздничных дней работали самолетостроители.

Расширялись производственные площади, в кратчайшие сроки осваивались новые оборудование и технологические процессы. Задание было выполнено, и саратовские самолеты отправились на защиту московского неба от врага. В это же время родилась крепкая производственная связь коллектива завода с выдающимся советским авиаконструктором Александром Яковлевым.

С заводского аэродрома – прямо в бой

В сентябре 1942 года фашистские войска вышли к окраинам Сталинграда. В эти дни впервые жители Саратова услышали зловещий гул фашистских самолетов.

Немедленно были приняты меры по затемнению и маскировке зданий. Вокруг завода и на его территории установили зенитные орудия и пулеметы.

Территория предприятия покрылась сетью траншей. На крышах корпусов круглосуточно дежурили посты наблюдения за воздухом.

Все чаще звучали сигналы воздушной тревоги, но завод продолжал жить напряженной, строго размеренной жизнью. Шла ежедневная упорная борьба за план.

Близость фронта нередко вынуждала отправлять самолеты прямо с заводского аэродрома в бой с фашистскими стервятниками. Однако фронт требовал не только самолеты. Нужны были гранаты, автоматы, станки для зенитных установок. Завод осваивал все это, изготовлял и отправлял на фронт.

Зима 1942/1943 года была особенно трудной. Не хватало электроэнергии, топлива, продуктов питания.

Но вот наступило 2 февраля. Советское Информбюро сообщило, что наши войска полностью закончили ликвидацию фашистской армии Паулюса, окруженной в районе Сталинграда. Надо было видеть, как радовались люди, как расцветали в улыбках измученные бледные лица, слушая голос диктора. Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны.

Завод восстал из руин за три месяца

Между тем обстановка на фронтах снова становилась напряженной. Несмотря на урок, полученный под Москвой в 1941-м и под Сталинградом в 1942-м, гитлеровцы решили летом 1943 года предпринять новое наступление на линии Орел – Курск – Белгород. Готовясь к наступлению, фашисты стали наносить удары по крупным предприятиям, где труженики тыла неустанно ковали оружие для фронта.

В ночь с 23 на 24 июня 1943 года в течение 50 минут фашистские стервятники тремя колоннами, делая один заход за другим, сбрасывали смертоносный груз на территорию предприятия. Израненный завод полыхал среди ночи.

Бомбы попали в центральный склад и мазутное хранилище. Одна из бомб попала в водопроводную магистраль и лишила завод воды. Запасных пожарных водоемов хватило всего на несколько минут.

Сразу же после ликвидации основных очагов пожара и осмотра пострадавших объектов собрался руководящий состав предприятия. Завод, по сути дела, нужно было возводить заново.

Вот что рассказал в мемуарах Алексей Шахурин, работавший в годы Великой Отечественной войны народным комиссаром авиационной промышленности СССР:

"Первое впечатление было, что нет больше завода. Остались обгоревшие стены корпусов и станки, среди которых много вышедших из строя. Это был единственный завод во всей авиапромышленности, который серьезно пострадал от налетов фашистской авиации, хотя бомбардировке подвергались и некоторые другие наши заводы.

Наркомат доложил свои предложения: восстановить завод. ЦК ВКП(б) согласился с нашим мнением и дал указание восстановить завод за три месяца. Срок невиданный…

…Началась расчистка завалов, цехов, площадок. Для восстановления завода были брошены все силы наркомата. В Саратов прибыли лучшие строительные коллективы. Мобилизация была самая полная, на какую только способна авиационная промышленность. С других заводов было взято неиспользуемое оборудование".

В середине августа наркомат поручил заводу провести техническую подготовку и внедрить в производство истребитель Як-3. В сентябре, спустя три месяца после бомбежки, выпуск составил 242 самолета в месяц, причем в третьей декаде сентября производилось десять самолетов в сутки – то количество, какое давал завод до налета вражеской авиации. В октябре было выпущено еще больше самолетов – 280.

"Бывают же совпадения, – вспоминает далее Шахурин. – Директору саратовского завода И. Левину пришлось вылететь на один из фронтов. И вот в штабе фронта у него произошла встреча с заместителем командира немецкой авиадивизии, бомбившей завод. Фашист оказался сбитым нашими летчиками и попал в плен. Командующий фронтом Ф. Толбухин приказал привести его.

– Вы говорили, что стерли авиационный завод в Саратове с лица земли, – сказал он, обращаясь к гитлеровцу, – а вот перед вами живой директор завода.

– Директор – может быть, – возразил вражеский летчик, – но завода нет. Мы его снесли полностью.

– Завод по-прежнему выпускает самолеты, – сказал Левин, – и будет выпускать их в еще большем количестве, чем раньше.

– Этого не может быть, – стоял на своем гитлеровский летчик, – я сам летал на бомбардировку. Ваш завод уничтожен полностью. Он не поверил, что из Саратова на фронт уже идут самолеты. А это было именно так. Один из крупнейших наших авиационных заводов, словно обретя новые силы, выпускал боевую продукцию до тех пор, пока фашистская Германия не капитулировала".

Автор: Владимир Григоренко

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 2528

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика