В преддверии Всемирного дня потребителя, который отмечается 15 марта, в Саратове подсчитали число обманутых покупателей. Как и в прошлые годы, чаще всего горожане жалуются на плохое качество промышленных товаров.
Традиционно "лидируют" обувь (282 обращения), мобильные телефоны (218) и электротехника (189). Недовольны саратовцы качеством одежды (184 ) и мебели (180).
Проблемы в эксплуатации возникают при использовании компьютеров, ноутбуков и периферийных устройств (136). Далее в списке следуют автомобили и запчасти (37).
На некачественные продукты пожаловались 76 человек. Бытовые услуги не удовлетворили 199 саратовцев. Проблемы в общественном питании обнаружили 11 горожан.
Незакрытая книга
Эта история произошла с саратовцем Андреем Степановым. В апреле прошлого года молодой человек приобрел в одном из сетевых магазинов бытовой техники электронную книгу за 6990 рублей.
Покупка оказалась неудачной. Сенсор на дисплее перестал отвечать на команды, и пользоваться книгой стало невозможно.
Гарантийный срок на покупку составлял один год, на основании чего Андрей обратился в отдел торговли администрации Кировского района, где получил юридическую поддержку. Специалисты отдела рассказали молодому человеку, что на основании Закона "О защите прав потребителей" при выявлении в товаре недостатков, неоговоренных при продаже, покупатель может действовать несколькими способами:
• требовать замены товара, при этом товар может быть как аналогичной марки и модели, так и другой, с соответствующим перерасчетом покупной цены;
• требовать соразмерного уменьшения покупной цены некачественного товара;
• требовать безвозмездного устранения обнаруженных недостатков;
• требовать возврата денег за некачественный товар.
Исключения составляют технически сложные товары, в отношении которых действуют особые правила. К таковым относятся, например, автомобили, снегоходы, системные блоки компьютеров, телевизоры, цифровые фотокамеры и т.д. Электронной книги в этом перечне нет.
Андрею помогли составить претензию на имя руководителя организации-продавца с требованием заменить некачественную электронную книгу на аналогичную качественную. Требование покупателя магазин выполнил безоговорочно.
Куртка без адреса
Защитники прав потребителей неслучайно просят покупателей сохранять чеки на купленные товары. Зачастую, когда выявляется тот или иной брак, найти документальное подтверждение покупки невозможно. Но даже если вы или ваши знакомые потеряли чек, это не повод опускать руки.
Светлана Нестерова купила в подарок своему брату Сергею легкую куртку за три тысячи рублей. Товарный чек девушка опрометчиво выбросила.
Сергей подарком остался доволен. Но вскоре мужчина заметил, что подкладка куртки окрашивает остальную одежду.
Сергей обратился в магазин, в котором сестра купила вещь, и попросил вернуть деньги за некачественный товар, но продавец сделать это без чека отказался. Аргументом стало то, что такую куртку покупатели могли купить в любом другом магазине.
Между тем по закону отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо какого-то иного документа, удостоверяющего факт покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. В таких ситуациях покупатель вправе сослаться на свидетельские показания.
ЗНАЙ!
Бесплатную юридическую помощь по вопросам защиты прав потребителей в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания саратовцам оказывают:
– управление развития потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации Саратова, расположенное по адресу: ул. Первомайская 76, каб. № 6, с понедельника по пятницу, часы личного приема: с 14.00 до 17.30, консультации и справки по телефону (8452) 26-30-15 с 9.00 до 18.00;
– отделы торговли и бытового обслуживания районных администраций:
* Волжский район – Соборная площадь, 3, тел. (8452) 73-42-93;
* Кировский район – ул. Б. Казачья, 14, тел. (8452) 27-15-63;
* Фрунзенский район – ул. им. Дзержинского Ф.Э., 13/15, тел. (8452) 26-08-73;
* Октябрьский район – ул. им. Шевченко Т.Г., 4, тел. (8452) 39-29-32;
* Ленинский район – ул. Международная, 1, тел. (8452) 34-07-48;
* Заводской район – проспект Энтузиастов, 20, тел. (8452) 96-46-03.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Брат с сестрой обратились за помощью в отдел торговли и бытового обслуживания Фрунзенского района, где им составили претензию. С ней Светлана и Сергей пришли в торговую точку, где была куплена куртка. Деньги покупателям вернули.
Окна с сюрпризом
Пример типового случая оказания услуг ненадлежащего качества произошел в Кировском районе. Мария Попова заказала у одной из популярных фирм-изготовителей конструкцию окон ПВХ со стеклопакетом. Цена договора составила около 35 тысяч рублей.
Мария Александровна внесла необходимую предоплату перед началом работ. Оставшуюся сумму она выплатила после монтажа.
Окна выглядели хорошо, и женщина подписала акт приемки выполненных работ. Гарантийный срок на изделия составил пять лет.
Однако через несколько дней окна перестали закрываться. Тогда Мария Александровна попросила фирму-изготовителя устранить дефект, но ее просьбу проигнорировали.
Знакомые посоветовали обратиться в отдел торговли администрации Кировского района. Здесь женщине составили письменную претензию, которую она отдала под роспись руководству фирмы. Буквально на второй день после этого в дверь квартиры Марии Александровны позвонили рабочие и устранили дефекты.
– Закон предусматривает в таких случаях бесплатное устранение недостатков выполненной работы, – поясняют в управлении развития потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации Саратова. – Свои требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), потребитель вправе предъявить как в ходе выполнения работы, так и при приеме уже готовой. Если скрытые недостатки обнаружились в период действия гарантийного срока или при его отсутствии, действие данного закона подразумевает безвозмездное устранение дефекта в пределах двух лет со дня сдачи заказчику готовой работы и до пяти лет, если речь идет о недостатках в строении или ином недвижимом имуществе.
Ах, этот парикмахер…
В отдел торговли и бытового обслуживания при администрации Заводского района обратилась девушка, представившаяся Антониной. Она пожаловалась на парикмахерскую, где ее подстригли совсем не так, как хотелось. Исправить недостатки прически или вернуть деньги там отказались.
Специалисты отдела составили соответствующую претензию, которую девушка отнесла в злополучную парикмахерскую. В претензии потребительница требовала вернуть ей деньги за некачественную стрижку. К слову, аналогичные требования можно предъявить к поставщикам услуг, которые отказываются устранить дефекты своей работы в разумные сроки.
В случае Антонины исправить некачественную работу не представлялось возможным. Парикмахер подстриг девушку слишком коротко. В итоге ей вернули 270 рублей.
Кот в мешке
Сегодня все больше и больше саратовцев покупают товары через Всемирную сеть. Выбрать, не выходя из дома, нужный дизайн вещи по более выгодной цене, будь то бытовая техника или одежда, действительно удобно. Правда, этот способ покупок небезопасен.
Наиболее частым видом нарушений здесь является недостоверная информация о товаре. Покупатель при выборе ориентируется на фото, в нем-то и кроется подвох. Продавец может выставить отретушированное фото, дать неполную информацию свойств товара и т.д.
Жертвой такого обмана стала жительница областного центра Марина Сиренко. Женщина делала дома дорогостоящий ремонт. Когда очередь дошла до замены межкомнатных дверей, нужных образцов в выставочном центре магазина не оказалось.
Марине посоветовали выбрать нужную модель и сделать заказ на сайте фирмы-изготовителя. В каталоге женщина нашла двери с белоснежным матовым стеклом, о которых мечтала.
Продавцы-консультанты оформили довольной покупательнице заказ. Но каково было разочарование женщины, когда в назначенный срок она увидела двери. Стекло было вовсе не белое, а ярко-зеленое.
Марина обратилась в управление развития потребительского рынка и защиты прав потребителей. Женщине помогли составить претензию, но магазин своей вины не признал. Более того, продавцы пытались убедить покупательницу, что она сама выбрала двери не того цвета.
Финальную точку в этой истории поставил суд. Специалисты администрации города подготовили для Марины исковое заявление.
Оценив свои шансы в процессе и то, что сумма ущерба станет для магазина значительной, его руководство предложило женщине мировое решение тяжбы. Покупательнице вернули деньги за двери, компенсировали убытки и моральный ущерб.