Что самое главное в образе человека и что видит парикмахер со своего рабочего места, а также о жизни, бизнесе и красоте, мы и разговариваем сегодня с владельцем сети парикмахерских салонов "Элита", основателем собственной школы парикмахеров, предпринимателем Олегом Федоровым.
Модно то, что удобно
- Олег Геннадиевич, так почему все-таки вы так не уважаете понятие "тренд", ведь в мире моды сегодня без него никуда?
- Ну почему не уважаю? Я слежу за модой, я в курсе, какие тренды сейчас актуальны – в конце концов, это моя профессия. Просто я не считаю, что это понятие должно превалировать при создании образа. По сути, кто старается следовать тренду? Какие-нибудь столичные сливки общества, для которых это, действительно, важно. Они обращаются к стилисту, чтобы купить у него знание тренда. Среднестатистический же человек приходит к стилисту за тем, чтобы донести в мир информацию о себе. Прическа - это инструмент коммуникации с миром, способность человека соответствовать тому, что он хочет выражать. Тренды в своей массе имеют опосредованное значение, они обезличивают. Быть в тренде - как можно меньше отсвечивать свою неповторимость.
Для меня же куда главнее понять индивидуальность человека. Сделать на его голове то, что будет ему интересно, что будет его выражать. А тренды – ну что о них говорить? Открой журнал и все там прочитай, это же не я придумал.
- Но неужели к вам не приходят клиенты и не просят сделать их "модными"?
- Приходят и просят: "Я хочу что-то модное, современное". И раньше я велся, делал модно и современно, а человеку с этим "модным" было некомфортно!
Потом уже я научился распознавать один момент: когда клиент говорит "я хочу", на самом деле он очень редко знает чего, действительно, хочет? Это все выражено в каком-то эмоциональном фоне, и надо уметь это раскодировать.
Клиент это особый отдельный мир. Для того чтобы быть полезным клиенту с точки зрения клиента, нужно быть не столько парикмахером, сколько психологом. В свое время я разработал программу диагностики клиентского запроса: какие именно вопросы надо задавать человеку, чтобы за 5 минут понять, чего же он хочет.
Для чего он пришел сюда и хочет что-то изменить в своем облике? Для того чтобы запустить в мир информацию "Я такой!".
Вот, например, я сегодня с утра надел шорты, потому что знаю – мне весь день бегать туда – сюда. А завтра я буду стоять у кресла и тогда одену что-то более презентабельное. Тоже и с прической. Кто я сегодня? Основываясь на этом принципе, хороший мастер и поможет клиенту разобраться, "какой я сегодня", какие эмоции я хотел бы запускать у людей, которые меня видят? Я хотел бы запускать эмоции, чтобы мне доверяли? Или чтобы меня хотели? Или чтобы мной наслаждались? Или я хочу создать такую среду, где бы люди знали, что сейчас надо напрячься и срочно побежать? А, может быть, мне важнее, чтобы дети чувствовали рядом со мной себя комфортно? Это разные эмоции, и все они связаны с лицом и с внутренним посылом. А когда все это увязано еще и с прической, то гармония получается и внутренняя и внешняя.
Простой пример. Сделал девушке акцент на губы, и в образе стала превалировать сексуальность. А девушка молодая, она и так боится мужского внимания, ей этот акцент не нужен. У меня были случаи, когда прибегали ко мне клиентки и говорили "Спрячьте меня, мне этого не надо!" Или начальница какая-нибудь жаловалась: "У меня добрый взгляд, сделайте так, чтобы меня слушались!".
В гармонии с образом
- У вас всегда профессиональный взгляд на людей? Всех и каждого хочется "поправить"?
- Раньше была такая маниакальная потребность, а потом отошло. Я стал более толерантен: что есть на человеке, то и правильно.
Куда сложнее другое: когда ко мне приходят люди и говорят "Вы Олег Федоров, я о вас наслышан, поменяйте меня"! На самом деле не верьте стилистам, которые при первой встрече говорят, что знают, как изменить вас к лучшему. Это бред, это их галлюцинации на тему вашего лица. Они же не знают ваш внутренний мир, они не знают, кто перед ним сидит и зачем вообще тот образ нужен. Клиент может играть далеко не себя. А чаще всего, особенно женщины, приходят и играют роль тех людей, которыми они хотели бы быть, но ими не являются. А "я" - периодически просвечивает. И если мой внутренний мир максимально увязан с образом, то я гармоничен в любых ситуациях.
Я всегда говорю своим клиентам: нам надо с вами пообщаться, у нас должна быть с вами какая-то история, я должен включиться в вас, мне надо узнать, чем вы живете, чем дышите... Также и с новой прической. С ней надо прожить хотя бы месяц… Вы пришли ко мне и сказали – тут удобно, здесь не очень. Это и является для меня той самой важной информацией.
- А вообще ваши клиенты чаще люди, довольные собой или нет?
- Не только мои клиенты, но и в общей массе люди очень собой недовольны. А как они могут быть довольны, если с детства их воспитывают по принципу осуждения – не делай этого, не делай того, это плохо, это не красиво, это неприлично!?
- А меняться современные люди готовы?
- Мне кажется, люди сегодня запутались. Мода стала слишком быстро меняться. Если раньше модной та или иная вещь была десятилетиями, потом мода менялась раз в три года, то сейчас она меняется каждый месяц, а то и раз в неделю.
Брал общением
«Олег, женственна ли короткая стрижка?»
- Женственности придает не только форма, но и текстура. Вопрос не в том, короткая стрижка или нет, а в том, какие элементы есть у этой стрижки, и как они работают с лицом. Если это подобрано правильно, то это будет женственно.
«Есть ли у вас собственный секрет по уходу за волосами?» - Чаще расчесывайте волосы мягкой щеткой. Природа наградила нас всеми свойствами по регенерации и восстановлению волос. То есть собственный жир очень хорошо восстанавливает волосы. Чем чаще вы расчесываете, тем лучше укрепляете корневую систему волос. Это массаж луковиц, приток крови, это питание и защита.
«Что надо сказать мастеру, чтобы он меня понял?» - Важно не то, что говорить мастеру… Куда необходимее найти мастера, который готов вас слушать, который готов работать для вас, а не на вас. Не надо нянчить мастера, надо выбирать. Их достаточное количество.
- Кстати, давайте вернемся в те времена, когда десятилетиями были модны стрижка сессон и каскад. В конец 80-х, когда 20-летний паренек только что вернувшийся из армии вдруг взял и решил стать парикмахером... Что Вами руководило: привлекала ли вас сама индустрия красоты, или в душе вы всегда были художником?
- На самом деле все было банально. Вернувшись из армии, мне надо было приобретать самостоятельность и финансовую независимость от родителей. А тут брат посоветовал: ты же в армии стриг, иди в парикмахерскую попробуй. И вот, по великому блату меня пристроили учеником в салон "Весна", где я учился у Ирины Гаврилиной.
- Вы помните своего первого клиента?
- Такое не забывается. В первый день моего ученичества меня поставили к мастеру, а та недолго думая, дала мне корыто с палочками, отвела в красилку, посадила передо мной бабушку, развела в тазике какую-то смесь и сказала "Крути!". Как оказалось, это была химическая завивка.
Никогда не забуду глаза этой блаженной бабушки! Свою первую палочку я накручивал минут 40 (это при том, что держать химию на волосах нужно всего минут 20). Благо, со мной рядом работали молодые практикантки, которые и помогли мне докрутить остальные.
Когда на бабушку был одет теплый колпак, я благополучно посчитал, что свою работу выполнил. Сижу с мастером, смотрю, как она делает прически… И тут часа через два выходит бабушка: "Сынок, а когда смывать-то будут?"…
- Свой бизнес вы открыли спустя год после начала обучения. Вы были первым в Саратове?
- Официально да, а по сути нет. Первый был Юра Гатин. Он жарил картошку, ел ее вместе со своими клиентами. К нему приходили общаться, пить чай, а стрижка была между делом…
Организовывать свой бизнес тогда было тяжело. Я не знал, в каком формате работать - ни с юридической стороны, ни с экономической... В итоге я попросил "экономическую крышу" у только что образовавшегося тогда молодежного инициативного фонда. Под эгидой этого фонда и открылись.
- А как набирали клиентуру?
- Я очень трепетно относился к каждому клиенту, и реклама быстро расходилась по людям. Когда мне сейчас говорят, что сложно найти клиентов, я говорю – сложно было тогда, когда не было ни телефонов, ни интернета, ни рекламы на радио. Все развивалось по принципу "одна баба сказала".
- Чем же вы брали клиентов?
- Коммуникацией, наверное. Тогда никто особо не заботился о клиенте. А тут какая-то комната с цветами, журналы, чаем пытаются напоить...
- Откуда такая клиентоориентированность в ученике советского парикмахера?
- Мое профессиональное сознание поменялось после встречи с великолепным мастером, членом международной сборной по парикмахерскому искусству Гайдой Яновной Звея. Я попал к ней в группу, когда поступил в Рижскую высшую школу модельеров.
Тогда, в моем представлении парикмахер был человеком в белом халате с красными пятнами из-под краски, с оттопыренными карманами для чаевых, который прочитал в своей жизни максимум журнал "Мурзилка". А тут я встречаю интеллегентнейшего, мудрого, доброго человека, готового отдать своим клиентам все лучшее, что у нее есть. Она рассказывал про Рериха, собирала альбомы с произведениями художников, ее кабинет был заставлен стеллажами с книгами… Это был другой мир.
В этот мир она посвящала и своих учеников. Как-то раз она позвала нас к себе в гости и показала записи семинаров западных стилистов, сделанное рижским телевидением. Помню, все сидели на кухне, болтали, выпивали, а я всю ночь просидел у телевизора. Тогда это был шок!
Именно благодаря Гайде я понял, что парикмахер – это, прежде всего психолог, что он создает нечто больше чем просто прическу.
- Вы были перспективным учеником?
- Когда Гайда собралась переезжать в Европу, она всех клиентов передала мне. Это были ведущие рижского телевидения, холеные тетеньки, при виде которых я боялся дышать. Но ничего, справился...
Конкуренты для тонуса
- Не могу не задать вопрос про "Школу Олега Федорова", выпустившую более тысячи высококлассных специалистов по парикмахерскому делу. Не боитесь воспитывать конкурентов?
- Совершенно не боюсь. Конкуренция меня воспитывает. Мало того, я ее постоянно ощущаю, недавно, например, наше предприятие потеряло ряд специалистов, которые ушли к конкурентам. И я говорю спасибо этой ситуации – она заставляет меня двигаться вперед, искать что-то новое и находить что-то уникальное в себе, то, чем именно ты можешь привлечь клиентов.
- Вы окончательно нашли свою стезю?
- Нет, я до с их пор ищущий человек. У меня много интересов. Мне нравится психология, я увлекаюсь программами личностного роста. Я прошел обучение в международном университете коучинга М.Эрикссона. Моя специализация "Поиск реализацией собственной уникальности". Параллельно с этим освоил соционику. Сейчас я изучаю маркетинговые инструменты…
- Имея такой багаж знаний и навыков, не хотели уехать в Москву, например?
- А зачем? У меня туту жена, ребенок недавно родился… Мне надо свое дело вывести на новый уровень – дел полно и здесь. Тем более, я люблю Саратов. Все здесь мне дорого сердцу. Сегодня и здесь есть все, чтобы развиваться и самореализовываться.