Общеизвестно, что первый космонавт планеты Юрий Гагарин учился в Саратове, здесь же он занимался в аэроклубе, совершил первые полеты на самолете Як, учился прыгать с парашютом. 12 апреля 1961 года после успешного полета на корабле "Восток-1" Юрий Алексеевич приземлился недалеко от нашего города.
Однако не все знают, что в Саратове и поныне живет немало людей, которые, несмотря на то, что в космосе сами не были, сделали многое для того, чтобы и первый, и последующие полеты состоялись и были успешными.
Ветераны, служившие на космодроме Байконур, подполковники в отставке Александр Николаевич Грунов, Владимир Иванович Кузичкин и Анатолий Михайлович Молоков откликнулись на приглашение редакции и приняли участие в "круглом столе", на котором поделились с журналистами и учащимися школы № 10, воспитанниками подросткового клуба "Дружба" своими воспоминаниями об исторических событиях. Многое из того, что поведали ветераны, в советское время находилось под грифом "секретно".
За первый старт отвечали шесть генералов
Чтобы запустить ракеты в космос, прежде всего, были нужны космодромы. В послевоенные годы в СССР появилось два таких объекта - Плесецк и Байконур. Александру Грунову довелось служить на обоих космодромах.
- Помню, как для организации космодрома надо было переселить 2600 человек, проживавших в более чем трехстах домах, вывести более 550 коров и 300 лошадей, ликвидировать 2 колхоза, 5 лесхозов и одну артель по заготовке смолы.
По словам ветерана, инфраструктуру космодрома приходилось возводить "с нуля". Изначально Байконур состоял из деревянных бараков с удобствами на улице. Городок, расположенный среди казахстанской степи, был "климатически суровым": летом жара, зимой – лютая стужа. Так что работать во многом приходилось на энтузиазме.
Космонавтика в 50-60-е годы прошлого века делала первые шаги, и, к сожалению, не обходилось без трагических ошибок. Еще до полета Юрия Гагарина произошло несколько серьезных аварий на старте, одна ракета взорвалась прямо на площадке, погибли 45 человек.
Но, пожалуй, самым серьезным испытанием для людей (а набирали персонал космодрома в основном из офицеров ракетных войск стратегического назначения - РВСН) была запредельная секретность.
- К нам нельзя было просто так приехать родственникам и даже родителям, мы не могли иметь фотоаппараты и делать свои снимки, а тем более, фотографироваться на месте работы. Нельзя было говорить даже самым близким людям, когда будет произведен запуск ракеты. На мой взгляд, закрытость была все-таки чрезмерная. Хорошо, что сегодня гриф секретности снят.
По словам ветерана, боевой расчет по запуску первого космонавта составлял 610 человек. За организацию полета Юрия Гагарина персональную ответственность несли шесть генералов, 263 офицера, более 300 солдат и сержантов.
Гагарин тепло вспоминал про Саратов
Ветеран Байконура Владимир Кузичкин пришел на космодром лейтенантом, а ушел в отставку подполковником, спустя 25 лет безупречной службы.
- Мне посчастливилось увидеть начало космической эры. У СССР и США в те годы было соперничество, в том числе в том, кто первым в космос полетит. Мы оказались первыми, это необходимо помнить и гордиться, стараться и впредь не уступать первенства! – говорит ветеран.
Впервые Юрия Гагарина и других космонавтов он увидел на Байконуре примерно за неделю до старта.
- Первый отряд космонавтов знакомили с измерительным комплексом космодрома. Они сильно от нас отличались даже внешне, все были небольшого роста и худенькие. Я тогда был, наверное, на 10-15 см выше Гагарина и на 15 кг тяжелее. Когда увидел этих молоденьких офицеров-летчиков, сразу понял, что один из них полетит в космос. Они были веселые, особенно много шутил Попович. Я в то время не знал еще их фамилии, кто - Гагарин, кто - Титов, это уже потом мы познакомились лично, - вспоминает Владимир Иванович.
По словам ветерана, для первого полета в космос людей отбирали из летчиков-истребителей, которые лучше всех были готовы к работе в замкнутом пространстве. И, конечно, их здоровье и готовность к максимальным нагрузкам были на первом месте.
В те годы Владимир Кузичкин работал на телерадиометрической станции "Сигнал", принимающей информацию медицинских данных о состоянии космонавта. В день запуска Гагарина в космос, 12 апреля 1961 года, Владимир Иванович был на своем рабочем месте за несколько часов до старта "Востока".
- Приехал автобус, из него вышли Гагарин, Титов, Королев, маршал Москаленко и много начальства. Гагарин шел впереди, за ним - Титов, я сразу понял, кто из них полетит, кто первый космонавт. На станции мы слышали все команды по громкой связи, и конечно, знаменитое гагаринское слово "Поехали!". Все прошло нормально. Погода была отличная, цвели тюльпаны.
Как отметил очевидец исторического полета, перед стартом частота ударов сердца у Гагарина увеличилась раза в два – волнение, впрочем, вполне объяснимое.
С самим Юрием Алексеевичем ветеран познакомился в день запуска в космос Валентины Терешковой. Во время беседы он рассказал Гагарину, что саратовец.
- Юрий Алексеевич с теплотой вспомнил годы учебы в нашем городе. И после этого космонавт всегда при встрече улыбался мне, потому что считал Саратов своей второй родиной и тепло относился к саратовским землякам, – вспоминает Владимир Иванович.
А вот с Сергеем Королевым Кузичкин познакомился при курьезных обстоятельствах. Еще до исторического старта молодой офицер решил измерить ракету в шагах, за этим увлекательным занятием его и застал главный конструктор. Поговорили, посмеялись, и лишь потом кто-то из "отцов-командиров" рассказал молоденькому лейтенанту: "Знаешь ли ты, с кем общался? С самим Главным, который создал ракету!"
"Юра мечтал полететь на Луну"
Для освоения космоса были нужны не только "пассажирские" корабли "Восток", а позже
– "Союз", но и "грузовики". Анатолий Михайлович Молоков вспоминает: при помощи "Протона" мы первые смогли поднять в космос спутник весом в 12 тонн! А потом – еще больший вес. Ракета поднимала до 20 тонн!
- Помню, как академик Мстислав Келдыш просил разрешения у правительства запустить в космос свинцовую плиту весом в 17 тонн! Наука доказывала, что есть некие частицы в космосе, их надо было "поймать" с помощью специальной плиты. Ну, запустили, эксперимент удался, так Келдыш радовался, как ребенок. Интересный был человек – ходячий вычислительный центр. Считал в уме целые колонки цифр и был предан своему делу.
В те годы, по воспоминаниям ветерана, готовилась и "Лунная" программа.
- Однажды, помню, подъезжает "Волга", выходит из нее Гагарин, и просится на экспериментальный корабль, который уже стоит, готовый к запуску, хочет посмотреть модуль для космонавтов. Начальство дало "добро", мы поднялись, открываем люк. Гагарин забрался внутрь, сел в кресло, примерил, вылез, и говорит: мол, все нормально, но в скафандре заходить-выходить будет непросто, скажите там, на "планерке", что требуется доработка модуля. Юрий Алексеевич мечтал слетать на Луну, он не раз говорил об этом… Жаль, не судьба…
В последующие годы Анатолий Михайлович долго работал на заправке кораблей, его боевой расчет строился перед стартом, докладывал космонавтам о готовности. Так что ветеран пообщался со многими покорителями космоса.
Живые свидетели истории
- Сейчас, к сожалению, находятся любители переписывать историю, порой говорят, что не было у нас никакого покорения космоса. И Гагарин в космос не летал. Особенно много этого было в 90-е годы прошлого века. Но и сейчас охотники до "сенсаций" встречаются. Именно поэтому мы стали активно участвовать во встречах с подрастающим поколением, чтобы нести людям правду. Как живые свидетели тех исторических событий! – подчеркнули ветераны Байконура, подводя итоги "круглого стола".
К сказанному можно лишь добавить, что подобные встречи очень важны для саратовцев, особенно для детей и молодежи. Благодаря им, связь поколений не прерывается, а молодежь не растет Иванами, не помнящими родства. У нашей страны славная история, и у возрожденной России впереди еще немало побед – в том числе и в деле исследования космического пространства.