Молодой, перспективный, успешный и интеллектуальный – именно так, по мнению большинства экспертов, должен выглядеть идеальный современный педагог. Автор более 35 научных статей, учитель биологии и химии, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 7 Волжского района Дмитрий Логинов - яркое тому подтверждение. Личный сайт Дмитрия в Интернете украшают десятки свидетельств и сертификатов, подтверждающих его участие во всевозможных образовательных конференциях, программах и семинарах. И это не предел. Молодой учитель пребывает в постоянном поиске новых идей.
Детство будущего педагога прошло в Ленинском районе. Дмитрий окончил гимназию № 87 и мечтал стать врачом. Но уже в выпускном классе понял, что медицина – это не совсем то, что ему нужно.
- По натуре я человек чувствительный и многое принимаю близко к сердцу, видеть болезни людей мне тяжело, - объясняет Дмитрий. – И тогда я поступил на биофак СГУ. Осознание, что выбор был правильным, пришло во время первой педагогической практики. Большую роль сыграло и то, что я проходил ее в родной школе, где меня все знали. Мне доверили 10-й и 11-й классы. Диалог со старшеклассниками выстроился легко и непринужденно. Состояться в профессиональном плане во многом мне помогла мой преподаватель педагогики, доктор педагогических наук, профессор СГУ, тоже химик Екатерина Александрова. Она всегда говорила нам, что задача учителя - создать такую среду, которая могла бы побудить к созидательной деятельности каждого.
Основы педагогического мастерства, которые заложила Дмитрию его наставница, очень пригодились ему на практике и помогли зарекомендовать себя. Поэтому после окончания университета молодого педагога с радостью приняли в коллектив родной гимназии, и вчерашние учителя в итоге стали коллегами. К учителям-мужчинам в школе, как известно, относятся с особым уважением. Меньше эмоций и больше конструктивного диалога – такой подход в отношении химии, как предмета, особенно актуален. Параллельно с работой Дмитрий учился в аспирантуре.
- С первых дней в школе мне было комфортно, - продолжает он. – Такая атмосфера побуждала к активному творчеству. И когда меня пригласили расширить свою преподавательскую деятельность, я с радостью согласился. Я читал лекции коллегам в Саратовском областном институте развития образования и на кафедре социальной педагогики ПИ СГУ им. Н.Г. Чернышевского, вел практические занятия на кафедре методики преподавания биологии и экологии биологического факультета СГУ. Кроме того, занимался вопросами PR-деятельности и брендирования в управлении образовательным учреждением, а также проблемой тайм-менеджмента педагога.
Важно отметить, что данная деятельность шла параллельно с работой в школе.
Конкурс конкурсов
Полгода назад молодого преподавателя пригласили на должность учителя химии и заместителя директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 7.
- Уходить из родной школы очень не хотелось, но желание расти и развиваться в профессиональном плане оказалось сильней, - признается Дмитрий. – А заодно я подал заявку на участие в конкурсе "Учитель года". Опыт уже был. В 2012 году я дошел до шестерки финалистов и получил приз в номинации "Оригинальность и креативность". И хотя тогда мне казалось, что я наигрался в конкурсы, меня не покидало чувство чего-то недоделанного и недосказанного. К счастью, наш директор Ирина Орлова поддержала мою идею. И я с радостью погрузился совершенно в другую, уникальную среду.
Конкурс "Учитель года", хотя и не меняет своих главных целей и задач, но с каждым годом приобретает новые черты. Первый районный этап профессиональных состязаний педагогов прошел в декабре. Учителя давали открытые уроки с элементами самоанализа. По их итогам жюри отобрало двух участников, которых делегировали на городской конкурс. Следующий этап проходило заочно. Жюри изучали сайты участников и выносили свой вердикт. Наряду с этим конкурсанты представили эссе-размышления о себе и своей профессии. На третьем очном этапе педагоги рассказали и защищали методики, которые используют в своей работе. У Дмитрия таковой является когнитивная образовательная технология.
- Это развитие мышления обучающихся, а также использование приемов визуализации мыслительных процессов, использование инфографики и графического способа подачи сложной информации, - объясняет учитель.
Справка СП Логинов Дмитрий Александрович___
Родился 8 января 1985 года в Саратове.
Член Межрегиональной тьюторской ассоциации, региональный координатор.
В 2011-2012 гг. - руководитель интернет-проекта «Мое здоровье», автор серии информационно-просветительских групп в социальной сети «ВКонтакте», призывающих к здоровому образу жизни.
Автор более 35 научно-теоретических и научно-практических статей (в изданиях регионального и федерального уровней), автор монографии «Как построить систему тьюторского сопровождения» (2014 г., издательство «Сентябрь»)
Любимые книги:
Ирвин Ялом «Шопенгауэр как лекарство»
Людмила Улицкая «Даниэль Штайн, переводчик»
Михаил Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»
На следующем этапе конкурсанты давали открытые уроки на базе лицея № 2. При этом тема урока должна соответствовать календарному плану обучения.
- У меня был урок по теме "Силикат и силикатная промышленность" в 9-м классе, - продолжает педагог. – Я сделал акцент на технологиях и изготовлении фаянса и фарфора. В процессе мы затронули много интересных фактов. Мало кто знает, к примеру, что технологию получения цветного стекла, из которого сегодня делают бижутерию, в том числе и очень престижных брендов, впервые разработал Михаил Ломоносов. На уроке мы также узнали, что общего имеют кирпич и цемент, и многое другое. Дети и взрослые с интересом слушали меня, и по количеству баллов от жюри я понял, что урок сложился. Затем мы с коллегами провели "круглый стол", где обсудили проблемы и перспективы развития образования. По итогам этого этапа жюри отобрало 6 финалистов. И тут самое сложное. Мы давали мастер-классы на тему высказывания Альберта Эйнштейна "Образование — это то, что остается после того, когда забываешь все, чему учили в школе". Раскрыть смысл этой фразы нужно было через предметы, которые преподаем, причем сделать это оригинально. Учитель музыки – через музыку, биолог - через биологию, а я, соответственно, через химию. Я рассказал коллегам, что многие химические процессы мы используем в повседневной жизни, даже не зная об этом. К примеру, гидролиз жиров при мытье посуды специальными средствами.
Профессиональное признание
Итогов конкурса участники не знали вплоть до церемонии награждения. Имена победителей в торжественной обстановке огласили в концертном зале Дворца творчества детей и молодежи. Главный приз – банковскую карту на 100 тысяч рублей - Дмитрию вручил лично глава городской администрации Валерий Сараев.
- Я ставил себе цель попасть в тройку призеров, но первое место стало для меня полной неожиданностью, - признается победитель. – Эта победа для меня важна как признание в профессиональном плане. Премия – прекрасная возможность пополнить библиотеку методической литературы и пройти повышение по интересной программе, пока не знаю, что именно это будет. Летом я планирую посетить конференцию по проблемам педагогики и психологии, которая пройдет в Москве. А потом хотелось бы отдохнуть на морском побережье.
Несмотря на колоссальную занятость в школе Дмитрий Логинов успевает уделять время близким и заниматься любимыми делами.
- Люблю готовить. Особенно хорошо, по отзывам друзей и домочадцев, у меня получается борщ и пицца, - улыбается он.
Учитель года-2016 любит авторские фильмы и вместе с любимой девушкой частенько выбирается в Дом кино. К слову, вторая половинка с пониманием относится к работе Дмитрия, да к тому же сама является фанаткой своей работы, поэтому в этом вопросе молодым людям удалось достичь понимания.
Помимо кино и кухни Дмитрий увлекается экзистенциальной психологией и изучает вопросы тьюторского сопровождения. Старинная классическая европейская модель образования, по которой еще в средние века учились студенты Кембриджа и Оксфорда, становится популярной и в России. Ее суть - в разработке индивидуальных образовательных программ для каждого. Задача педагога-тьютора при этом - помочь подобрать такую программу, которая позволит выявить и раскрыть таланты ученика. Отсюда совершенно иное построение урока. Это беседы, диалоги и дискуссии. Именно в тьюторстве, по мнению Дмитрия Логинова, будущее российского образования.
С 28 марта стартовал региональный этап "Учителя года", и Дмитрий вновь погрузился в конкурсную атмосферу.
- Я очень благодарен своим коллегам за поддержку, которую они оказали мне на городском конкурсе, поэтому моя победа коллективная, - говорит Логинов. – Надеюсь, они поддержат меня и на областном этапе.