Это мероприятие проводится в нашей области по инициативе регионального отделения Общероссийского общественного движения творческих педагогов "Исследователь" (ООДИ) уже шестой год подряд.
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся – юношеские чтения им. В.И. Вернадского - входит в пятерку самых больших и значимых ученических конференций. Он проводится в Москве с международным участием и ежегодно собирает не менее 1500-1700 школьников-участников. Победа на конференции подобного уровня – одна из самых значимых научных вершин, которых может достичь школьник. Победителям конкурса за лучшую работу вручается премия Президента Российской Федерации.
Саратовские учащиеся-исследователи уже не раз завоевывали эту высокую награду. В апреле уходящего года 6 победителей V регионального тура представляли в Москве свои работы сверстникам и ученым, экспертам. 5 работ юных саратовских исследователей по литературе и искусству, экологии, медицине и физиологии человека стали номинантами и лауреатами Всероссийского конкурса. А 2 работы - восьмиклассницы Восточно-Европейского лицея Дарьи Пожаровой "Глебучев овраг г. Саратова и его жители в воспоминаниях и художественной литературе" и учащейся Медицинского лицея СГМУ Софьи Барыльник "Взаимосвязь эмоционального интеллекта и уровня личностной тревожности подростков с учетом гендерных особенностей" - получили премию Президента. И это не только оценка серьезности проделанной юными исследователями работы, но и, что гораздо важнее, – стимул к дальнейшей научной деятельности школьников.
– Важна не только победа учащегося на конференции. Не менее важен путь научного исследования, который проходит ученик вместе с педагогом, – считает председатель Саратовского регионального отделения Общероссийского движения творческих педагогов "Исследователь", заместитель председателя оргкомитета VI Саратовского регионального тура конкурса им. В.И. Вернадского, заслуженный учитель школы РФ Н.Л. Гусакова. – Научить ребенка системно мыслить и системно подходить к тому, что он познает, что изучает, – одна из основных задач современного образования. Несомненно, педагогу, занимающемуся с учащимися научными исследованиями, важно хорошо понимать смысл и способы научной работы, пробовать себя и детей в ней, получать от нее радость и удовольствие. К сожалению, так бывает далеко не всегда. И, тем не менее, научно-исследовательская деятельность учащихся – это всегда индивидуальный труд школьника под руководством научного руководителя – педагога. Благодаря этой исследовательской работе школьник получает несомненные дивиденды – особую подготовку к учебе в вузе. Опыт ВЕЛ показывает, что те выпускники, которые серьезно занимались научно-исследовательской работой в лицее, поступив в вуз, готовы дать фору старшим студентам по увлеченности процессом учебы, знанию методов исследования, умению работать на просеминарах, готовности выступать на научных конференциях.
Еще в 2006 году на базе Восточно-Европейского лицея была открыта экспериментальная площадка по внедрению в образовательный процесс технологий научно-исследовательской и информационно-коммуникативной работы. Шесть лет спустя эту площадку взял под свое крыло Московский педагогический государственный университет. Таким образом, ВЕЛ стал, по сути, всероссийской площадкой, причем, единственной немосковской подобного формата.
О сути данного проекта рассказала научный руководитель ВЕЛ, доктор исторических наук, профессор Московского педагогического государственного университета, член Центрального совета Общероссийского общественного движения творческих педагогов "Исследователь" Н.И. Девятайкина:
– Главная идея проекта состояла в том, чтобы, начиная с самого раннего возраста, с 5-го класса (у нас в лицее - это самый младший класс), уяснить, что может сделать ученик в рамках системной научно-исследовательской работы на уроке и за его пределами. А значит, что может сделать учитель, чтобы системно вводить эту самую научную составляющую в школьный урок. Кроме этого, в состав школьной программы мы ввели просеминары – чисто вузовскую форму работы, – на которых теория обязательно опирается на практику собственных исследований учащихся; сообщения ученика сопровождаются комментариями и заключениями учителя. Сегодня в ВЕЛ просеминары – привычная часть школьной жизни. Это, по сути, творческая работа, выполняемая в группе по интересам, но работа системная, которая венчается защитой этой творческой работы. При этом мы не обещаем и сами не настраиваемся на то, что ребенок в будущем обязательно станет академиком. Нет, ориентация на будущую научную успешность здесь не главное. Это просто современный путь к знаниям, это путь к дальнейшей успешности в современном мире, к последующей свободной адаптации в любом учебном заведении, где бы выпускник школы потом ни учился.
С начала проекта прошло 10 лет, из них 6 лет накопленные знания и опыт педагоги ВЕЛ – члены регионального отделения ООДИ - применяют при организации ежегодного регионального тура Всероссийских юношеских чтений им. В.И. Вернадского.
– Конкурс им. В.И. Вернадского — образовательная программа, – говорит Н.Л. Гусакова. – Ее главная задача – творческое развитие не только всех юных исследователей, которые присылают работы на конкурс, но и их руководителей. Именно с этой целью в рамках конкурса организовано профессиональное рецензирование работ. Каждый автор обязательно получает развернутую рецензию специалиста с рекомендациями по дальнейшему продолжению исследования. Мы серьезно подходим к подбору экспертов. Например, экспертизу работ, представленных на последний конкурс, осуществляла коллегия рецензентов из числа профессоров и преподавателей СГТУ, СГУ, СГМУ, Саратовского социально-экономического института. В Москве всегда отмечают высокий уровень рецензий саратовских экспертов.
На VI Саратовский региональный тур XXIV Всероссийских юношеских чтений им. В.И. Вернадского были представлены работы учащихся 8-9-х классов школ, гимназий и лицеев из Саратова, Энгельса, Балаково, Вольска, Хвалынска, Ртищево, Марксовского и Саратовского районов. Что же заинтересовало юных исследователей? Какие темы привлекли их пристальное внимание? Проблемы экологии и биологии, математики и физики, вопросы истории и, в частности, краеведения, литературоведения и лингвистики. При этом эксперты отмечают возрастающий год от года интерес конкурсантов к полевым исследованиям. Юным исследователям интересно не просто теоретически изучать ту или иную тему, но самостоятельно проводить сбор данных для последующего анализа. Именно на собранных самостоятельно данных строила свою работу по изучению влияния городской свалки на экологическое состояние Волги в окрестностях Хвалынска девятиклассница хвалынской СОШ № 1 Влада Сахнова, одна из победителей в секции "Биология, экология". Именно так изучал динамику активности размножения планктонных водорослей одноклассник Влады Тимур Умяров, а ученицы 11-го класса ВЕЛ Алиса Игрицкая и Анастасия Стец под руководством профессора СГТУ А.Л. Подольского оценивали загрязнение атмосферного воздуха выхлопами автотранспорта в районе своего лицея на Соколовой горе.
К слову, с полевых исследований начинают свою работу не только экологи. Авторы работ по математике тоже, оказывается, могут приступать к своему проекту со сбора данных, например, с анкетирования одноклассников. И тогда сухие и достаточно сложные математические формулы превращаются в инструмент увлекательных, по сути, социологических исследований, таких, например, как "Дисперсионный анализ влияния различных факторов на оценку лицеиста" (Илья Водолазький, 8-й класс ВЕЛ) или "Матричный метод оценки схожести взглядов" (Анна Куклева, 8-й класс ВЕЛ).
При этом, как выяснилось, участникам конкурса, несмотря на то, что они еще обучаются в лицеях, вполне по силам решать реальные профессиональные задачи. Так, творческий коллектив учащихся Саратовского ФТЛ Никиты Мельникова, Игоря Сонина, Антона Леонова и учащейся Балаковского лицея № 1 Александры Кулемякиной под руководством педагога Т.В. Дувановой разработал и внедрил электронный образовательный ресурс, за что ребята и получили 1-е место в секции "Математика, физика".
Еще одно наблюдение экспертов: самая популярная тематика школьных исследований после экологии – краеведение, в том числе литературное краеведение. Топография Саратова ХVI-ХVIII веков, исследование истории меценатства в Саратовской губернии, церковно-приходские школы Александровской волости Саратовского уезда конца XIX – начала XX века, описание старого Саратова в повести М.А. Воронова "Детство и юность", судьба легендарной "Бранденбургской Мадонны" – военной регулировщицы Марии Ливанской… – все это темы работ участников конференции. А 1-е место в секции "От прошлого к настоящему: история, культура России и ее регионов" заняла работа учащихся 11-го класса СОШ № 76 Саратова Елены Штокгамер и Елизаветы Гуськовой "П.Г. Любомиров: историк сталинской эпохи на "фронте исторической науки". По оценке экспертов, очень интересная, качественная исследовательская работа. Отмечают эксперты оригинальность, высокое качество и представленных на конкурс работ по литературоведению и лингвистике.
Кто из победителей регионального тура будет представлять нашу область на XXIV Всероссийских юношеских чтениях им. В.И. Вернадского в Москве, решит оргкомитет. А тем временем, Саратовское региональное отделение движения творческих педагогов "Исследователь" и ВЕЛ начинают подготовку к региональной конференции научно-исследовательских работ младших школьников. Среди учеников 2-7-х классов исследователей, пожалуй, даже больше, чем среди старшеклассников.
Наталья ДЕГТЯРЕВА