В эту святую Рождественскую ночь наши сердца устремлены к величайшей тайне Боговоплощения. Само Божество, по слову святоотеческому, заключилось в человеческую природу, чтобы эта природа стала способной к обожению. Для всего человечества — падшего, живущего во мраке греховном, — воссиял дивный свет из глубины вифлеемской пещеры. Ибо явился на землю кроткий и смиренный сердцем Господь наш, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную .
Но почему, только родившись, Он сразу стал преследуемым, беженцем? Евангелие от Матфея сообщает нам, что царь Ирод, страшась за собственную власть, искал Младенца, чтобы погубить Его; и Богомладенец претерпел тяготы странствия, когда Его Пречистая Матерь и праведный Иосиф вместе с Ним скрывались в Египте. Для чего это было? Для чего ждали Богочеловека неправый суд, истязания и жесточайшая казнь? Почему наше спасение совершалось такой страшной ценой? Ищет ответа на эти вопросы верующее сердце, и находит в той мере, в которой способно вместить. Но совершенно очевидно одно: мир, в котором родился Христос, мало отличается от мира, в котором живем сегодня мы. И поныне в мире кипят те же человеческие страсти, идет борьба за власть, за умы, за сердца людей. И рушатся города, и льется кровь, и, как кажется внешне, — торжествует зло. За две тысячи лет, в течение которых человечество знает Христа, из мира не ушло насилие, его не покинули жестокость и несправедливость. И человеку с живым сердцем в этом мире по-прежнему больно и неуютно: его душа скорбит и ужасается происходящему вокруг. Но мы, христиане, знаем: с нами Бог, Который пришел в этот мир беззащитным Младенцем, Который скорбел, видя страдания людей, и приходил им на помощь, исцеляя больных и воскрешая умерших. Он по-прежнему сострадает нам; Он любит нас так, как мы сами не можем любить себя. С нами Победитель смерти и ада. И мы, как писал святитель Иоанн Златоуст, "по плоти, которую Христос принял, родные Ему".
Наступивший год, дорогие братья и сестры,— это год, когда всем нам, нашему обществу, необходимо осознать уроки столетия. Столетия, прошедшего с 1917 года — с начала тех страшных для русского народа испытаний, последствия которых мы ощущаем и по сей день. Да, оценки произошедшего могут быть разными, но одно мы можем сказать твердо: причиной русской катастрофы в ХХ веке стало отступление народа от Божиих заповедей, от христианских ценностей, пренебрежение церковной жизнью, теплохладность одних, исповедовавших веру лишь внешне, и полное отрицание веры другими, которые в конечном итоге и захватили власть. И только возвращение к евангельским ценностям, к полноценной церковной жизни, к христианскому внутреннему труду может существенно изменить наше общее бытие, дать России достойное будущее.
Рождественские дни должны стать для нас не только временем утешения и празднования, но и временем деятельным. В нашем участии нуждается множество людей страдающих — это и дети-сироты, и больные, и одинокие старики, и заключенные. Призываю вас помочь им разделить с нами радость о родившемся Христе. И очень важно, конечно, не забыть в эти дни наших близких, дать им максимум тепла, внимания и заботы.
Мир вам и Божие благословение.
Смиренный ЛОНГИН,
Божией милостью
митрополит Саратовский и Вольский
Рождество Христово 2016/2017, г. Саратов