Весной этого года саратовец Александр Буянин предложил музейным сотрудникам осмотреть его коллекцию французских художников XIX века. Чудо! В обычной квартире советского образца стены увешаны картинами из антикварных салонов Европы.
В основном это — пейзажи, подобранные тщательно, со вкусом и любовью. Столь же необычна, как и коллекция, судьба Буянина, офицера запаса российской армии. О том, как он очутился в Париже, зрители узнали из журнальной публикации, представленной в экспозиционном зале.
Радищевский музей в последнее время показал несколько выставок западноевропейских художников из саратовских частных собраний, но эта - особенная. Александр Буянин считает необходимым приобщить соотечественников к картинам замечательных художников, поделиться радостью своего открытия. Полюбившиеся ему "поздние барбизонцы" легко находят путь к душе человека, даже если он не очень подготовлен к восприятию живописи.
Барбизон – французская деревушка под Парижем в лесу Фонтенбло. В XIX веке ее название вошло в историю европейского искусства. Там в 1830-е годы поселились молодые художники, совершившие в искусстве поворот к реализму. Они стремились убедить публику, что красивые пейзажи существуют не только в Италии и их не надо сочинять на своих полотнах. Скромная природа, окружающая художника на его родине, открывает наблюдательному живописцу свою особенную красоту и смысл. Теодор Руссо, Констан Тройон, Диаз де ла Пенья, Шарль Добиньи — ныне знаменитые мастера. Барбизонцы проложили путь импрессионистам, Сезанну и новейшим течениям XX века.
Кажется, что эпоха лирического пейзажа навсегда ушла в прошлое вместе с романтическим мировоззрением. Однако, как мы видим на этой небольшой выставке, немало художников в конце XIX века остались верны традиции. Поэзия природы в живописи всегда пользуется симпатией зрителей.
По словам Лидии Красноперовой, научного сотрудника отдела западноевропейского искусства Радищевского музея, решительные новации рубежа XIX – XX веков оказались значимы для немногих. Большинство людей по-прежнему искали в живописи отдохновения от жесткой реальности, приятного созерцания, ясности и покоя. Таким образом, стиль старой барбизонской школы, освобожденный от крайностей реалистического анализа, оказался востребованным в конце XIX века.
Ныне десятки художников работают в русле лирического пейзажа. Он трогает нас и сейчас, через сто лет. Некоторые авторы находятся под обаянием туманной живописи К. Коро, другие увлекаются эффектной красочностью Диаз де ла Пенья. Главное же, что сближает всех этих мастеров, придает их картинам обаяние, – пространственное построение пейзажей. Оно не уводит зрителя в бесконечные и тревожащие романтические дали. Здесь все близко, обжито людьми, гармонично дополнившими своими постройками сельский ландшафт. В этом уютном мире обязательно находится место человеческой фигуре. А зритель также невольно погружается в чистый и ласковый мир, который врачует душу.
Все работы имеют авторские подписи. Качество живописи говорит о хорошей профессиональной выучке. Однако об авторах картин почти ничего не удалось узнать. Судя по каталогам аукционов, интерес к этим мастерам в настоящее время возрастает.
Экспонирование выставки в музее В.Э. Борисова-Мусатова вполне уместно, ведь в конце XIX века он жил, учился и работал в Париже.