Любовь к родному краю, интерес к литературе заложила во мне школа. На уроках мы знакомились не только с произведениями классиков, но и с рассказами и повестями В.Г. Бахмутова, С.И. Адлыкова, В.Я. Шишкова. Встречи с писателями и поэтами, экскурсии по Алтаю, участие в проектах по краеведению дали мне возможность познакомиться с литературой Горного Алтая. Однако имя Татьяны Чанчибаевой было мне мало знакомо.
О Кызыл-Озеке не встречала ни стихов, ни песен. И вдруг случайно прочитанные строки в "Сельчанке" рассказывают о родном уголке. Кто написал? Так возник интерес к личности поэта Т.П. Чанчибаевой. Чем больше погружалась в ее творчество, тем больше хотелось узнать о ней. Прочла все, что доступно, познакомилась лично. Спешу поделиться полученными знаниями.
Родилась 20 сентября 1970 года, живет и работает в Урлу-Аспаке. Учитель русского языка и литературы высшей категории вот уже 28 лет. Татьяна Павловна – поэт, член Российского Союза писателей и Международного Союза писателей "Новый современник", четырежды лауреат премии "Поэт года", лауреат премий имени Сергея Есенина и "Наследие", награждена медалью за патриотические стихи от Министерства обороны.
Гражданская тема в поэзии Татьяны Чанчибаевой является одной из основных и отражает настроения народа и личный взгляд автора на конкретные события в родном крае. Так, не понаслышке знает она о труде педагога. Сельский учитель – человек, который 24 часа в сутки на глазах односельчан: пишет ли он поурочные планы, проверяет ли тетради, выступает ли на родительском собрании, "от людей на деревне не спрячешься" – и любая деятельность его получает оценку. Автор рассуждает о сути почетного звания учитель – "наставник и душам целитель", человек, глубоко знающий свой предмет и владеющий методикой преподавания на столько, "чтоб каждому было понятно и ясно на яркую, твердую "пять".
Ряды однородных членов, многосоюзие, лексический повтор – все для того, чтобы читатель увидел и услышал ежедневный, обыденный, ничем и никак не приукрашенный подвиг педагога. Снова и снова, каждый час, каждый день служить людям. Уметь слушать сердцем и уметь найти слова, чтобы согреть словом.
Еще одна близкая автору тема – война 1941–1945 гг. "Паренек с Алтая" – стихотворение, посвященное деду Татьяны Павловны, участнику Великой Отечественной войны. Взволнованный монолог ветерана: "Я помню, я благодарен, я помню…" Просторечия: "шагал он рядом в разных кирзачах", "благодарен тыщу раз судьбе", "из лютой пасти смерти вырывая" помогают читателю увидеть фронтовика, который через всю войну пронес благодарность однополчанину – "пареньку с Алтая".
Любовная лирика Татьяны Павловны глубока, одно и то же чувство разнится: любовь безответная – "как копейка в пустом чемодане", горькая – "и я ушла", счастливая – "как хорошо, что ты мне позвонил". За простотой рифмы вырисовывается чарующая картина, мягкая, мелодичная. Привычная нам перекрестная рифмовка, до боли родной ямб рождают прекрасные в своей простоте строки. Незамысловатые, теплые. Их образы сплетаются в узор, из которого не хочется извлекать ни инверсию, ни анафору, ни метафору.
В творчестве поэта одно из центральных мест отведено теме природы. Татьяна Чанчибаева выросла в живописной сельской местности, и красоту окружающего мира она умело передает в сердце читателя стихами. Татьяна – певец и мастер стихотворного пейзажа. Природа у Чанчибаевой чувствует, дышит, радуется и грустит, она в ее стихах имеет свой язык и дает возможность человеку почувствовать радость жизни.
В стихах поэт создает образ родной страны и своего Алтая. "Очень люблю! Край у нас горный, леса смешанные, красивые в любое время года! Зимой глаз не оторвать, какая сказка! Осенью все пестрит яркими красками, весной все покрыто зеленой дымкой, душа поет. А летом все такое пышно-зеленое, что из леса уходить не хочется! А как мы богаты: и кедровые шишки, и каких только грибов нет, и ягоды полным-полно, особенно красной смородины и малины! Страсть как люблю ходить по грибы-ягоды!" – говорит Татьяна. Она убеждена, что у поэта особая роль в формировании любви к Родине.
"Я родилась на Алтае в небольшом селе Урлу-Аспак в многодетной семье (нас 8 детей). Кукол у меня не было, их заменили сестренки и братишка. Не скажу, что детство было "розовым" и "пушистым" – росла с мачехой, но были и яркие моменты. Особенно любила, когда мы все вместе убирали сено на покосе. Это были самые счастливые дни! После окончания педучилища приехала в свое родное село, работала учителем начальных классов лет семь, заочно окончила Горно-Алтайский педагогический университет. И до сих пор работаю учителем русского языка и литературы", – однажды расскажет Татьяна Чанчибаева. Уникальная природа, неспешная жизнь глухого горного селения, двуязычие помогают сохранить чуткость ко всему живому.
Лирика Т.П. Чанчибаевой полностью соответствует канонам современности. Уйти от орфографической и синтаксической грамотности поэту не позволяет любовь к доброй старой классике. Ее поэзия глубоко лирична по своей природе. Многообразие жанров, красочность языка, активная жизненная позиция позволяют увидеть нашу поэтессу в ряду ярких самобытных авторов современного литературного потока.
......................................................
Исследовательская работа
по литературному краеведению
(в сокращении) обучающейся 10-го класса республиканской гимназии имени В.К. Плакаса
Анастасии Гороховой