Мое знакомство с соузгинским художником Евгением Васильевичем Бучневым началось со встречи в стенах его гостеприимной мастерской. Здесь, как полагается, пахнет масляными красками, в окружении картин, старого сундука, висящей на стене рамы стоят приятельски обнимающиеся кисточки разных размеров. Ты смотришь на мир, а мир живописи в это время – на тебя. Мастер бородат, могуч, с непоколебимым русским духом. В глаза бросается его сине-голубая клетчатая рубашка, которая подчеркивает ослепительную синеву его глаз. О природе, о лошадях может говорить часами и со знанием дела. Одновременно Евгений Васильевич напоминает и папу дяди Федора из Простоквашино, и папу Карло из "Приключений Пиноккио…", и деда Мазая.
– Родился я 6 мая 1972 года в Горно-Алтайске, где с родителями жил до 1979 года. Позже мы переехали в Майму, там же пошел в школу. Рисовать начал с трех лет, это были детские, а чаще смешные рисунки. В 1985 году, когда учился в 5-м классе, на базе Детской школы искусств открылось художественное отделение, куда я и пошел. Это был первый набор. Моими учителями стали Нина Григорьевна Суртаева и Родион Федорович Зиновьев, который также занимается резьбой. В 1987 году окончил Майминскую школу № 1, восьмилетку, после поступил в Новоалтайское государственное художественное училище (техникум) на педагогическое отделение. После окончания приехал домой и решил, что нужна работа, которая будет кормить, а писать картины стану для удовольствия.
Трудовую деятельность начал машинистом в соузгинском мясокомбинате. Потом в разные годы преподавал в Майме, Манжероке, Горно-Алтайске, а в 1996 году был принят в Союз художников СССР, мне тогда было 24 года. На тот момент я был самым молодым членом союза. Говорить сейчас легко, но сделать это было непросто. Идей для творчества всегда было много, а времени на их реализацию мало. Писать картины не просто хобби или работа, наверное, для каждого художника это образ жизни, поскольку становится такой же важной потребностью, как и любые другие.
– Как Вы начали заниматься резьбой по дереву?
– Первый раз с деревом работал в 2012 году, когда участвовал в реконструкции республиканского музея. В моем ведении было русское этнографическое отделение, где я восстанавливал внутреннее убранство избы, надворные строения, колодец. Мне всегда хотелось работать с деревом, но не было возможности и времени. В мае этого года позвонил знакомый, он предложил заказ из Терского конного завода, который находится в Ставропольском крае. Они поручили сделать десять фигур из дерева – четыре коня, один из них высотой 3 м 10 см, Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, белочку, павлина, Буратино и Змея Горыныча, который весит две тонны. Выслали фотографии чисто-кровных арабских лошадей, а я выбрал тех, которые больше понравились, и начал работать. Долго искал кедр сначала в Майме, потом в Турочаке. Трудился целыми днями на улице, благо солнечная погода стояла. На первого коня, пока руки набивал, потратил неделю, а на остальных уже по пять дней уходило. С покраской помогала супруга. Заказчику отчитывался постоянно, высылал фото. 6 августа приехала фура, мы долго упаковывали, хотели, чтобы все доехало в целости и сохранности.
– Вы довольны своими деревянными творениями?
– Безусловно да. Я давно мечтал о чем-то большом, монументальном. Каждая очередная работа – это как маленький барьер, задание, благодаря которому оттачивается мастерство. К большой цели идут маленькими шажками, через преодоление этих небольших препятствий со временем происходит рост. Конечно, я переживал, не хотел подвести заказчика, да и себя. Резьба по дереву принесла колоссальное удовольствие, возникли идеи, которые хотел бы воплотить.
– Образ художника является романтичным и эмоциональным, так как главной характеристикой этой профессии является вдохновение. Как и когда оно приходит?
– Его не надо ждать, надо заставлять себя работать. Как говорится, аппетит приходит во время еды. Так и здесь, можно ждать его год и два. Вдохновение надо заставить работать на тебя. Если человеку, как творческой личности, есть, что сказать, и он знает по предыдущему художественному опыту, как это сделать, он вносит поправки в свои работы, постоянно учится у самого себя и продолжает отстаивать в социуме свое произведение как искусство. В этом случае он способен быть художником. Постоянный поиск, изменение формы – это первая составляющая настоящего художника.
– Есть ли картина из Ваших работ, которая занимает особое место?
– Картина "Капуста" – она находится в частной коллекции. Это случилось два года назад. Вышел я в огород, а там такая капуста – как барыня, она меня поразила. Боже, вот мир под твоими ногами! Капуста – это богатство форм, цвета, линии. Вещь вроде обыденная, но если присмотреться, то можно увидеть и философию, и мироздание.
– Какие у Вас планы?
– Немного отдохнуть, но уже есть некоторые задумки по работе с деревом. На март запланирована персональная выставка в Национальном музее им. А.В. Анохина. Есть желание сходить в лес, там и вдохновение, и отдых. На пленэрах, как правило, что-то вдохновляет, пишутся этюды, потом из них уже рождаются большие полотна. А бывает так, что и сам этюд является уже законченным художественным произведением. Но чаще всего перед написанием большой работы идет сбор материалов, в некоторых случаях требуется изучение той или иной темы. Каждая работа и процесс ее написания очень индивидуален.
– Какие у Вас любимые писатели?
– Нравится творчество Достоевского, Лермонтова, Есенина.
– У Вас есть скульптура, которая занимает особое место в Вашей жизни?
– В самом сердце Ватикана – Базилике Святого Петра – находится бесподобная скульптурная группа "Пьета" (итал. pieta – милосердие), одна из самых известных работ великого сына Италии Микеланджело Буонаротти. В мраморе резцом гениального скульптора божественно отразились и нежнейшее выражение лица Мадонны, и согласованность в привязке и сопряжении рук Богоматери и Христа, и такая обработка кровеносных человеческих сосудов, что поистине повергаешься в изумление, как могла рука художника в кратчайшее время так божественно и безукоризненно сотворить столь дивную вещь; и уж, конечно, чудо, что камень, лишенный первоначально всякой формы, можно было когда-либо довести до того совершенства, которое и плоти с трудом придает сама природа. (Прим. Официальный контракт на реализацию "Пьеты" был подписан в августе 1498 года и давал только один год для завершения работы. Из квитанций об оплате не ясно, соблюдал ли скульптор дату: он получил платеж от банка Ghinucci, где держал счета кардинал Бильер, в июле 1500 года, и это, по-видимому, наиболее вероятная дата завершения работы. Но существует и расписка об оплате от самого Микеланджело некоему Сандро Мейсону 6 августа 1499 года: возможно, ему заплатили за установку статуи Пьеты в церкви Санта-Петрониллa).
Евгений Васильевич – прекрасный рассказчик, у него колоритные образы, выпуклые описания. Человек, который рисует, оставляет людям этот мир в ощущениях! Как "Вечерний звон" у Левитана: видишь картину – слышишь звон. Надо делиться ощущениями, ведь мы забываем, что такое земля, дерево, дыхание леса, щебет птиц, багровые закаты. А как же безмолвно-бирюзовая Катунь? Безжалостный степной ветер? Звездно-космическое небо? Полет беркута? И все для того, чтобы природа наполнила нас смыслом. Места силы и смирения. То, что есть, и является самым великим из всего, что существует. Ведь никто не знает, что ждет нас впереди.
А меня тем временем провожал крепкий могучий человек с пронзительным взглядом синих глаз.