В связи со сложным финансово-экономическим положением в стране, проведение переписи, запланированное на 1999 год, было перенесено на октябрь 2002 года. Перенос времени переписи населения имел веские основания: в стране усиливался системный кризис, который в августе 1998 года завершился отставкой Правительства Российской Федерации, резкой девальвацией рубля, крахом фондового рынка, банковской системы, национальный "дефолт" фактически был объявлен внутри страны, и Россия стала на грань банкротства в международных отношениях. Проведение крупномасштабной акции стало возможным в новой политической ситуации при новом Президенте России, которым стал в 2000 году В.В. Путин.
Впервые в истории отечественных переписей прошедшая перепись была осуществлена на основе Федерального закона "О Всероссийской переписи населения", принятого 25 января 2002 года.
Перепись-2002 проходила в условиях обновленной демократической России, когда из-за трансформации, произошедшей в обществе за последнее десятилетие, изменился уклад жизни людей, появились новые социальные группы. С одной стороны, возник слой богатых людей, имеющих несколько жилищ, а с другой стороны, увеличилось количество людей, которые не имеют жилья и нигде не зарегистрированы – бомжи, нелегальные мигранты, кочующие нации, лица кавказской национальности, подолгу живущие в регионах. Произошли серьезные сдвиги в структуре и составе населения страны. Необходимо было найти особые подходы для переписи этих наиболее сложных контингентов населения.
Впервые в истории переписей населения было уделено важнейшее внимание информационно-разъяснительной работе с населением. Методы сильно отличались от пропагандистской кампании в 1989 году. Основной целью этой работы стало формирование у населения побудительных мотивов к участию в переписи населения с обязательным условием: предоставлением о себе полных и достоверных данных. Следовало донести до россиян, что перепись -2002 – составная часть новой государственной политики и идеологии возрождения России, она проводится с соблюдением демократических прав и свобод, участие в ней – общественный долг гражданина и человека. Информационно-разъяснительная кампания проводилась всеми средствами массовой информации как на общенациональном, так и региональном уровнях; с использованием мероприятий по связям с общественностью, прямой рекламы, осуществлением специальных проектов.
На принципиальном уровне пришлось решать вопрос о формировании переписных кадров. В советский период переписные работники выделялись предприятиями по разнарядке партийных органов. За ними сохранялась заработная плата по основному месту работы. В 2002 году такие возможности отсутствовали. В городах упор был сделан на студентов, безработных, работников органов социальной защиты, коммунального хозяйства. В небольших населенных пунктах – на сельскую интеллигенцию.
Существенные изменения произошли и в программе переписи:
– в качестве единицы наблюдения было введено домохозяйство, как это принято в большинстве стран мира;
– впервые изучалось положение в занятии (наемный ли вы работник, либо сами нанимаете людей, или работаете единолично, занимаетесь частным предпринимательством или же работаете на государственном предприятии). Если раньше о структуре советского общества судили, как известно, через единство социальных групп: рабочие, служащие, колхозники, то теперь эти характеристики были недостаточны;
– впервые изучались вопросы занятости и безработицы;
– впервые учитывалось только постоянное население;
– впервые был включен вопрос о гражданстве;
– впервые при изучении брачного состояния был предусмотрен ответ "зарегистрирован брак или нет";
– впервые был выбран другой период проведения переписи – октябрь (момент счета населения 0 часов 9 октября), раньше переписи проводились в зимнее время, чаще в январе;
– впервые был введен институт уполномоченных по вопросам переписи населения в городах и районах. Созданы стационарные участки для проведения переписи населения, которое не смогло или не захотело переписаться по месту своего жительства. Подготовлены и использовались обучающие программы при проведении инструктажей переписного персонала.
Всероссийская перепись населения 2002 года была высоко оценена Президентом РФ, Правительством России, органами исполнительной власти и местного самоуправления, общественностью. В связи с этим были учреждены специальные награды, объявлено большое количество благодарностей.
Первые медали "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения" были вручены 11 июня 2003 года в Москве Президентом РФ В.В. Путиным.
На момент переписи населения 2002 года Республика Алтай состояла из 10 районов, 90 сельских администраций, 243 сельских населенных пунктов и города.
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, численность постоянного населения Республики Алтай составила 202,9 тыс. человек. По сравнению с переписью 1989 года, численность населения возросла на 6,3%. В 2002 году на 1000 мужчин приходилось 1102 женщины.
Наиболее многочисленными народами в Республике Алтай явились русские, алтайцы, казахи. Численность русских составила 116,5 тыс. человек (57,4% жителей республики), алтайцев 62,2 тыс. человек (30,6%).
Всероссийская перепись населения 2010 года
Проводимые реформы внесли кардинальные изменения в структуру общества, и этот процесс продолжается. Демографическое развитие под воздействием принимаемых мер претерпевает определенные позитивные изменения. Но в целом ситуация остается достаточно непростой – численность населения сокращается, миграционный прирост не компенсирует естественную убыль населения.
Важность проведения переписи населения 2010 года определялась также и тем, что с 1 января 2006 года вступил в действие Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". А это привело к изменению административной структуры в ряде субъектов РФ и, соответственно, многих схем регионального развития.
Органы государственной власти субъектов РФ испытывают большую потребность в информации по муниципальным образованиям, в первую очередь в отношении численности и возрастной структуры населения как главных бюджетообразующих показателей. Текущая оценка численности населения не дает возможности рассчитать оценку численности населения по муниципальным образованиям всех уровней.
Как и при проведении переписи населения 2002 года, учету подлежало все население, постоянно проживающее в Российской Федерации. Однако были и изменения в программе переписи:
– впервые в переписной вопросник введен термин "домохозяйство" в вопросе о родстве (свойстве) с другими лицами, проживающими вместе с респондентами. Переход от понятия "семья" к понятию "домохозяйство" произошел еще при прошлой переписи населения. Однако в 2002 году из-за законодательных проблем в переписных листах использовался термин "учетная единица", подразумевавший именно домохозяйство;
– в вопросе о состоянии в браке разделены понятия "разведен официально" и "разошелся" для получении информации о числе фактически распавшихся браков и официально расторгнутых в целях изучения истории и устойчивости брака и для оценки данных текущей статистики населения;
– в блоке вопросов об образовании впервые выделены ступени высшего образования в соответствии с современным законодательством, а для лиц с высшим и послевузовским образованием введен вопрос о наличии ученой степени;
– в языковом разделе восстановлен отсутствовавший в явном виде вопрос о родном языке;
– претерпел большие изменения раздел о жилищных условиях населения как по форме, так и по составу собираемой информации, по сравнению с предыдущей переписью населения. Значительно расширен вопрос о благоустройстве жилого помещения в связи с возрастающей актуальностью вопросов экологической обстановки жизнедеятельности населения. По каждому домохозяйству получена информация о жилом помещении: размере общей площади, числе жилых комнат и наличии телекоммуникаций как средств развития информационного общества и расширения возможностей каждого человека в реализации своих прав и свобод.
В программе переписи был расширен перечень собираемых сведений о миграции; конкретизированы вопросы об образовании; родственных отношениях; занятости и безработицы; определено понятие "домохозяйство"; предусмотрена возможность, в случае отсутствия опрашиваемого в период, в течение которого осуществляется сбор сведений о населении, сведения о нем, кроме данных о национальной принадлежности, вносить в переписной лист со слов членов домохозяйства.
В условиях отсутствия обязательности участия населения в переписи была проведена большая информационно-разъяснительная работа среди населения.
Административно-территориальное устройство республики в межпереписной период значительных изменений не претерпело: образовалось два села – Каракол в Чемальском, Новый Бельтир в Кош-Агачском районах. В Шебалинском районе из Верх-Апшуяхтинского сельского поселения выделилось Каспинское сельское поселение, из Барагашского сельского поселения – Шыргайтинское. Таким образом, число населенных пунктов увеличилось с 243 в 2002 году до 245 в 2010-м, а число сельских поселений – с 90 до 92 соответственно. Республика состоит из 10 муниципальных районов и одного городского округа.
При проведении переписи населения 2002 года был зафиксирован один населенный пункт, в котором население не проживало, по переписи 2010 года количество таких сел составило восемь. Их доля составляет 3,3% от общего количества населенных пунктов.
В целом по республике численность постоянного населения на 14 октября 2010 года составила 206168 человек, по сравнению с прошлой переписью, она увеличилась на 1,6 процента. Горожан стало больше на 6,3%, а сельское население сократилось на 0,1%.
В 2010 году на 1000 мужчин приходилось 1116 женщин. Средний возраст жителей республики составил 33,6 года (в 2002 году – 33 года). Наиболее многочисленной национальностью, как и ранее, остаются русские (56,6% всего населения республики). Однако за межпереписной период произошло сокращение численности русского населения на 1708 человек, или на 1,5 процента. В республике проживают 68814 человек, или 92,7 процента всех алтайцев, проживающих в России. За межпереписной период численность алтайцев в республике увеличилась на 6622 человека, или на 10,6 процента, соответственно возросла их доля с 30,7 до 33,9 процента. Далее идут казахи, их доля составила 6,2%.
Из числа ответивших на вопрос о владении русским языком 96% населения указали, что владеют русским языком.
Впервые получены данные о владении глухонемыми и слабо-слышащими русским жестовым языком. Владение языком жестов указали 284 человека (0,1%).
По состоянию на начало 2019 года, численность постоянного населения республики составила 218866 человек – выросла по сравнению с данными переписи 2010 года на 6,2%. Городское население выросло на 12,1%, сельское – на 3,9%. Мужчин стало больше на 6565 человек (на 6,7%), женщин на – 6133 (на 5,6%).
Какая будет численность постоянного населения республики, покажет очередная перепись населения, которая пройдет в 2020 году.