В апреле погода переменчива: то двадцать градусов тепла, то дождь со снегом. С возрастом понимаешь, что некоторые события в нашей жизни, как и погода, не зависят от нас. К ним нужно приноравливаться, уметь принять их и пережить. Пандемия коронавируса изменила жизнь людей во всем мире. И сейчас тоже надо подстраиваться, учиться жить в новых условиях.
Самыми мобильными во
все времена были учи-
теля и врачи. Сколько перемен и всяких веяний пришлось пережить! Об этом хорошо помнит и наше поколение. Но каждый раз, меняя свое направление в работе, приходилось идти в ногу со временем, никогда не теряя самого главного: учить и лечить людей.
Сегодняшним педагогам пришлось в кратчайшие сроки научиться работать по-новому –обучать детей дистанционно.
В этой связи предлагается немало образовательных платформ, которые дают возможность педагогическим коллективам школ проводить уроки в режиме онлайн. Некоторые из них обладают уникальным функционалом: создание неограниченного количества уроков, использование видео- и аудиосопровождения, загрузка необходимых к уроку файлов с карточками-заданиями, презентации и многое другое. Предусмотрена и форма обратной связи учителя с учеником в виде устных и письменных ответов с использованием онлайн-связи. Это позволяет обеспечить непрерывный образовательный процесс в любой сложившейся ситуации.
О том, как обстоят дела в Майминском районе, рассказала Л.А. Шмакова, начальник районного Управления образования.
– В нашем муниципалитете 16 школ: три начальные, четыре – основного общего образования и девять – общего образования. Переход на дистанционное обучение в идеальной форме пока не представляется возможным. У нас процесс проходит скорее с применением дистанционных форм и технологий, потому что на сегодняшний момент не готовы не только наши дети и их родители, но и система. Если в больших школах есть скоростной интернет, компьютерные классы, у каждого учителя в кабинете имеется необходимая техника, то в маленьких – недостаточная скорость интернета, а у педагогов, родителей и детей порой отсутствует даже сотовая связь. Сложно организовать обучение, поэтому идет работа по выстраиванию индивидуальных учебных планов, и каждый учитель отрабатывает программу с ребенком по обычным учебникам, осуществляя связь только через родителя.
– Есть информация, что в некоторых российских регионах принято решение о досрочном окончании учебного года. Как обстоит дело у нас?
– 13 апреля состоялось совещание министра образования Республики Алтай О.С. Саврасовой с начальниками Управлений образования районов. Проработаны вопросы о досрочном окончании учебного года для учеников с первого по третий классы и с пятого по восьмой, о дальнейшем обучении ребят четвертых и старших классов. Сразу скажу, что это будет единый учебный график, чтобы не было непонимания у родителей, почему одни раньше закончили, другие позже, чтобы не возникло ощущения, что кому-то "недодали материал", а кого-то "недоучили". Отправлено письмо в Министерство образования Российской Федерации, надеюсь, что ответ вскоре получим, и тогда будет ясно, как дальше выстраивать процесс обучения.
– В школах района прошла выдача сухих пайков детям. С чем это связано?
– Дело в том, что обучающиеся некоторых категорий имеют право на получение бесплатного или частично оплачиваемого горячего питания. Это было организовано для детей во время учебного процесса. Но так как на сегодняшний момент обучение у нас дистанционное, мы организовали выдачу продуктовых наборов. Сухие пайки подготовлены за десять дней обучения для 1390 обучающихся. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), из многодетных малообеспеченных и малообеспеченных семей. Решение принято администрацией Майминского района. В наборы вошли продукты, разрешенные для выдачи Роспотребнадзором: гречка, рис, макаронные и кондитерские изделия, консервы, тушенка, сгущенное молоко. Стоимость пайка для детей с ОВЗ (двухразовое питание) – 142 руб. 50 коп. в день, для многодетных малообеспеченных – 52 руб. 38 коп. (одноразовое питание), для малообеспеченных – 26 руб. 19 коп. Получить эту помощь могут родители или законные представители в соответствии с графиком, который каждая школа самостоятельно устанавливает. Кроме того, доставка наборов осуществляется волонтерами ОНФ и молодежного отделения "Единая Россия".
– Любовь Анатольевна, что бы Вы в современных условиях обучения пожелали детям, их родителям и педагогам?
– Сегодняшняя ситуация тяжела для взрослых, а для детей тем более. Обращаясь к родителям, скажу: помогите своим школьникам самоорганизоваться, спланировать свой день. Не каждый ребенок может это сделать сам. Главное сейчас – терпение и здоровье!
По словам специалиста по учебной работе Управления образования Л.В. Старцевой, в школах взаимосвязь учеников и учителей осуществляется на платформах "Дневник.ru", "УчПортфолио.ру", "Умниум.ру" "Учи.ru", "ЯКласс", в социальных сетях, при помощи мессенджера Ватсап. Ежедневно учителя подают информацию руководителю школы о том, все ли приняли участие в дистанционном обучении. Если кто-то из обучающихся не выполняет задания, педагоги связываются с родителями и выясняют причину. Но не во всех селах есть устойчивая мобильная связь. В Александровке и Карасуке родители берут задание у учителей, ребята выполняют все, что нужно в тетрадях – и в конце недели взрослые, соблюдая масочный режим, сдают работы в школу. Таким образом, дистанционным обучением охвачены все. Сегодня платформы настолько загружены, что стоит вопрос о разгрузке, дабы дать возможность выпускникам готовиться к итоговой аттестации. В связи с этим было принято решение о переходе на новую цифровую платформу Сбербанка. Пока включиться в работу на этой платформе могут только два общеобразовательных учреждения нашего района – Манжерокская и Майминская школа №1.
Что говорят об использовании дистанционных технологий администраторы школ, учителя и родители?
А.С. Фетисов, директор Майминской школы №1:
– Обучение в нашей школе в данное время идет в штатном режиме. В своей работе руководствуемся рекомендациями Министерств образования Российской Федерации и Республики Алтай, Управления образования Майминского района. В работу обучающиеся включились активно. Конечно, существуют определенные трудности – не у всех имеется необходимая техника, но мы подходим к ситуации индивидуально. Для тех, у кого нет возможности заниматься дистанционно, задание готовим на бумажном носителе. Педагоги, работающие с детьми с первого по восьмой классы, прошли обучение на платформе Сбербанка. Буквально вчера мы посмотрели вебинар, который проводили разработчики данного ресурса. Сейчас она активно заполняется, в скором времени заработает в полную силу. Учитывая, что эта платформа новая, у нас будет больше возможностей реализовывать образовательные программы. Разумеется, есть большой минус – ребенку приходится много времени проводить за гаджетами. А плюс в том, что в скором будущем мы будем иметь возможности подключаться к видеоурокам других учителей по всему миру. Пользуясь случаем, хотел бы прежде всего, успокоить родителей наших учеников: не переживайте, мы работаем, ситуация под контролем.
В.В. Афанасьева, завуч Манжерокской школы:
– Наш педколлектив использует разные формы дистанционного общения с учениками: электронная почта, Ватсап, "ВКонтакте" и образовательные платформы. На сайте школы размещено расписание занятий и адреса электронной почты. Учителя начальных классов в основном дают онлайн-уроки, файлы с заданиями и ссылки на урок находятся в АИС "Электронная школа". Ребята высылают выполненные задания, а при необходимости получают консультации. Моя задача, как завуча – контролировать объем домашних заданий, чтобы не было перегрузки у детей, и следить за тем, чтобы все ребята проходили обучение.
И.Ю. Тришечкина, учитель Манжерокской школы:
– В селе устойчивая мобильная связь, это большой плюс. В своей работе использую доступные возможности дистанционного обучения: в электронный дневник записываю домашнее задание и прикрепляю дополнительные материалы, диктофонную запись урока с указанием темы, задач, подробной инструкцией отправляю в группу класса по Ватсапу. Уроки проводятся по расписанию. Выполненные задания дети фотографируют и отправляют мне лично, а я делаю пометки, указываю недочеты и отправляю снова, но уже ребенку индивидуально. И так – пока работа не будет выполнена полностью. Надо сказать, что дети, внимательно слушавшие и читавшие рекомендации, справляются с заданиями на "отлично". Считаю, что и в таких условиях для обучающихся можно создать ситуацию успеха.
Валентина С.:
– Я мама Романа, ученика Майминской школы №1. У нас есть ноутбук и смартфон с выходом в интернет. В настоящее время сын занимается дистанционно, не посещая школу и не выходя из дома. Рома занимается самостоятельно, а в случае затруднения обращается к учителям, которые всегда готовы помочь. Учиться ему нравится. Считаю, что дистанционная форма обучения никак не скажется на качестве знаний моего ребенка.
Светлана М.:
– У меня трое детей, двое из них – школьники. Сидим за уроками почти весь день, потому что вечером связь плохая, да и компьютер один на двоих. Хорошо, что я в декретном отпуске, а если бы была на работе? Как бы дети занимались? – сказать сложно.
Сергей В.:
– Нам, наверное, повезло. Наши дети – старшеклассники, и умеют работать самостоятельно. Вопросы школьных заданий нас касаются только в материальном плане: покупка необходимой техники, оплата связи и интернета. Трудно представить, что бы мы делали, если бы они учились в начальной школе!
Валентина З.:
– Для моего ребенка учитель задания высылает по Ватсапу до 10 часов утра. Выполняем их только вечером, когда я прихожу с работы. Приходится сидеть с заданиями допоздна. Думаю, что те, кто заинтересован в будущем своих детей, найдет способы решения проблемы.
Можно много говорить о сегодняшней обстановке, но важным остается одно – российский человек пережил немало бед и горестных событий. Пройдет и эта напасть, нужно только верить и прилагать все усилия, чтобы не отстать и не потеряться. А это зависит от каждого из нас!
................................................................
Анна Гребеньщикова