Мировая пандемия коронавируса внесла свои коррективы в нашу жизнь. Сфера образования не является исключением – учебный процесс в учебных заведениях страны пришлось в срочном порядке адаптировать к новым реалиям.
Перевод школьников и студентов на дистанционную форму обучения было одним из первых таких решений.
Однако если со сроками окончания учебного года соответствующие ведомства определились достаточно быстро – к концу апреля текущего года, то со сроками и формой проведения ЕГЭ неопределенность сохранялась еще несколько месяцев.
В частности отмечалось, что дистанционные возможности никогда не заменят традиционного обучения, "всегда будут важным, перспективным, но лишь дополнением" (С. Кравцов, министр образования РФ). И что эпидемия коронавируса когда-нибудь закончится, а объективная система поступления должна остаться. "Если отменить экзамены, мы можем прийти к ситуации, когда выпускники массово принесут аттестаты с отличием. Произойдет коллапс, а ребята, которые честно показывают высокие знания по предмету, могут остаться без бюджетного места" (А. Музаев, врио главы Рособрнадзора). А что касается возможности проведения единого государственного экзамена дистанционно, то пока ни одна из существующих технологий подобного рода не может обеспечить равенство условий для всех. Это поддержал и Президент РФ, заявивший, что, с учетом устойчивого снижения угрозы эпидемии коронавируса, он не видит существенных препятствий для проведения ЕГЭ по всей стране – но в более поздние сроки.
Однако ряд изменений в организации ЕГЭ-2020 власти все же предусмотрели. Аттестаты были выданы всем выпускникам без экзаменов. Экзамены будут сдавать только те, кто собирается поступать в вузы.
В целях безопасности будущих абитуриентов, скорректирован и сам процесс проведения ЕГЭ. Строго соблюдаются необходимые санитарные требования в экзаменационных пунктах: предусмотрена обязательная дезинфекция помещений, школьников рассаживают на расстояние 1,5 метра друг от друга, кроме того им выдают маски и перчатки. При входе в здание установлены дозаторы с антисептическим средством для обработки рук; составлены графики прихода на экзамен выпускников и персонала в целях максимального разобщения; приняты меры, исключающие скопление детей в зоне рекреации; все помещения оснащены оборудованием для обеззараживания воздуха, предназначенным для работы в присутствии детей; организован питьевой режим через установки с дозированным розливом воды, завезено достаточное количество одноразовой посуды; соблюдены условия обработки кулеров и дозаторов.
Список же предметов для ЕГЭ остается прежним, как и сама процедура сдачи экзамена.
Выпускники, которые не смогли сдать экзамен в июле, смогут сделать это в августе, а поступить в вузы – в сентябре. Вероятно, это правило относится только к тем, кто не смог прийти на экзамен или был отправлен домой с симптомами ОРВИ, и его не стоит рассматривать как право на пересдачу. Вторая волна экзаменов начнется с 3 августа.
16 июля майминские школьники сдавали очередной единый госэкзамен – обществознание.
– Этот предмет у нас нынче выбрали для сдачи 62 человека, – говорит Любовь Васильевна Старцева, специалист по учебной работе Майминского районного Управления образования. – Это не больше и не меньше, чем в предыдущие годы. Для выпускников в порядке сдачи экзамена ничего не изменилось: столько же времени выделено на подготовку, те же требования к телефонам, такое же количество камер слежения. Все перемены только организационные: в классах сегодня не 15 человек, а где-то шесть, где-то десять – в зависимости от величины помещения. Кабинетов в Майминской школе №3 не хватило, поэтому выпускники второй школы отправились писать экзаменационные работы в город – в третью гимназию. Из-за нехватки помещений и экзамен по химии мы вынуждены были перенести на резервный день – 24 июля. Немного строже контроль: чтобы руки не забывали продезинфицировать, маски поменять. На этаже, где идет экзамен, сделаны разметки, контролируем, чтобы дистанция между детьми соблюдалась. Уборке помещений в этом году уделяется гораздо больше времени – таковы требования Росэпиднадзора.
Нравится ли самим выпускникам такой формат экзамена?
Максим Куропятников, выпускник Майминской школы №1:
– Да нормально все! Никто не мешает, очень удобно.
Даша Кайгородова, выпускница Майминской школы №3:
– Экзамен как экзамен! Очень удобно готовиться, когда мало народу и не отвлекает никто!
Значит, все в порядке, никаких "минусов" нет?
Однако, несмотря на неплохие результаты, многие учителя озабочены качеством подготовки своих выпускников. В чем же дело? А просто никто не отменял общения, контакта "ученик – учитель", индивидуального подхода. К сожалению, именно это исчезло при дистанционном обучении последних месяцев. Это даже для точных дисциплин необходимо, а что же говорить о таких предметах, как литература и история, где влияние личности учителя бесспорно, где возможность для ученика обосновать и защитить свою позицию необходима, и для всего этого нужно непосредственное общение?
Как выяснилось, не все выпускники довольны сложившейся ситуацией. Выпускница Светлана сказала, что обстановка с усилением контроля довольно нервозная, и это очень мешает сосредоточиться. "Да и вообще – мне больше нравится старая система экзаменов: когда берешь билет, отвечаешь на вопросы и общаешься с преподавателем…"