Соотношение счастья и образования не самый простой предмет для дискуссии. Но несомненно одно: образование касается будущего. Школам необходимо дать обучающимся возможность полюбить учебу, а также помочь им развить более высокий уровень сопротивляемости, чтобы, столкнувшись с трудностями, дети сумели жить активно.
Но для того чтобы воплотить в реальность любые начинания, нужны средства. Где их взять? У властей, уверяют нас, денег нет. И, похоже, еще долго не будет. Просить помощи у родителей – нельзя, да им и самим кто бы помог. Обращаться к людям состоятельным? Но ходить с протянутой рукой у нас не принято. Кто-то из школьных энтузиастов предпочитает покорно и безрезультатно ждать притока средств, продолжая жаловаться на их нехватку, а другие – искать пути к реализации задач. Как известно, под лежачий камень вода не течет!
Образовательные учреждения Майминского района не первый год участвуют в конкурсах грантов, поэтому имеют не только опыт, но и хорошие результаты. Так, в 2019 году Майминская школа №1 с проектом "Центр психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений", учрежденным Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, получила грант на сумму два миллиона рублей.
Победителем конкурса юридических лиц на предоставление грантов для реализации проектов, обеспечивающих создание служб помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от нуля до трех лет, стал консультационный центр на базе детского сада "Колосок", который получил финансовую поддержку в сумме одного миллиона двухсот тысяч рублей.
В конкурсе Фонда президентских грантов в области образования с проектом "Дети рисуют Алтай" лучшей признана Детская школа искусств – полученная безвозмездная субсидия составляет 362454 рубля.
В декабре прошлого года в конкурсном отборе инновационных социальных проектов, направленных на развитие эффективных практик поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, и программы "Не оступись!" Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, победителем стала Кызыл-Озекская школа. Реализация проекта будет осуществляться с 1 апреля 2020 года по 30 сентября 2021 года. Объем финансирования составляет 1480000 рублей. Получение денег будет проходить в два этапа: первый – 70% от всех средств, второй – остальные 30%.
Мы знаем, что все зависит не только от удачи, гораздо важнее предприимчивость и умение четко формулировать свои возможности и цели. И очень радостно, что в нашем районе есть образовательные организации, способные разработать именно такой проект. Сегодня мы в гостях у директора Кызыл-Озекской школы И.Н. Катиной.
Ирина Николаевна – выпускница этой школы. После окончания Горно-Алтайского государственного университета работала в Ануйской средней школе Алтайского края учителем географии и биологии, с 2002 года была там директором. После возвращения в родное село она уже десять лет успешно руководит Кызыл-Озекской школой.
– Ирина Николаевна, какова цель вашего проекта "Шаг в будущее"?
– Мы хотим помочь учащимся из "группы риска" приобрести знания и умения, необходимые для адекватного выбора будущей профессии, с учетом их мотивации и потребностей.
– Конкурс – это всегда волнения, а ожидание томительно, особенно для тех, кто принимал участие в подготовке проекта.
– Да, когда документы отправили – переживали, ответ ждали долго. В результате набрали 76 баллов, а в программе автоматически становится победителем тот, кто набирает более семидесяти баллов. Для подготовки проекта у нас в школе была создана рабочая группа: я, как директор, завуч Ирина Владимировна Конаржевская, учителя русского языка Светлана Николаевна Сафронова и Елена Анатольевна Мотырева. Большую помощь оказали директор Майминской школы №1 Антон Сергеевич Фетисов и Валентина Леонидовна Фетисова, имеющие опыт в таком деле.
По словам Ирины Николаевны, в рамках проекта предполагается создать условия для профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки подростков через организацию учебно-производственных мастерских, которые способствуют формированию у обучающихся профессиональных умений и навыков работы на учебном оборудовании. Ребята смогут научиться конструировать и изготавливать изделия на разных машинах, станках и приспособлениях, применять средства малой механизации, выполнять основные швейные работы, получат необходимую индивидуально-адресную помощь в профессиональной ориентации. Соисполнители проекта – Управление социальной поддержки населения Майминского района, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, Центр занятости населения муниципалитета, Инспекция ОУУПиПДН отдела МВД России по Майминскому району.
– О каких учебно-производственных мастерских идет речь?
– За счет денег гранта мы хотим приобрести оборудование для кабинетов технологии: мальчикам закупить станки, верстаки, а девочкам – швейные машинки. Учебно-производственные мастерские – это одна из составляющих результата проекта. Основная нагрузка ложится на преподавателей технологии Виталия Александровича Петрова и Елену Алексеевну Парамонову. Курировать этот вопрос предстоит заместителю директора по воспитательной работе Ольге Михайловне Анферовой.
Ирина Николаевна рассказала, что планируется оценить заинтересованность детей в различных видах трудовой деятельности и другие мероприятия, определяющие готовность подростков к профессиональному самоопределению. Списки будут корректироваться по мере выявления семей целевой группы в ходе мониторинга в течение всего периода реализации проекта. Сейчас в школе 750 обучающихся, а состоящих на профилактическом учете – 25. В проект включены еще 150 ребят, входящих в социальное окружение детей "группы риска". По итогам диагностики, дети будут дифференцироваться по группам родственных профессий, мотивации к обучению и труду.
– Ирина Николаевна, подразумеваются ли здесь шефы-наставники?
– Конечно, по возможности, каждую группу прикрепим к конкретному производству. Привлечем активных предпринимателей-односельчан: супругов Воронковых (магазин "Цветы"), Н.А. Колпашникова и Р.Д. Атажанова (крестьянско-фермерские хозяйства), В.А. Черкову (ООО "Лекарственные травы") и других. Это будет в рамках знакомства с профессиями, которые востребованы в нашем поселении на сегодняшний день. Шефы-наставники – руководители производства. Это позволит познакомиться поближе с деятельностью предприятий, соответственно, обеспечить занятость, а в каникулярное время у детей появится возможность заработать деньги: ведь большинство ребят из семей малообеспеченных, а это подспорье в материальном плане.
Также, по словам Ирины Николаевны, планируется проведение мастер-классов, практикумов, экскурсий. В рамках реализации подпрограммы "Твой выбор" намечается проведение экскурсий на производственные предприятия и профессиональные учебные заведения республики – для знакомства с рабочими специальностями, которые можно освоить по завершении основного общего образования. Планируются выставки, ярмарки, конкурсы – они привлекут других детей школы, а ядро составят те, кто состоит на профилактическом учете. Будут просмотры тематических фильмов, проведение классных часов, а завершающим этапом станет фестиваль "Твой выбор".
– Работы впереди очень много, а каковы первые шаги по реализации проекта?
– Согласно задачам, начнем с того, что будем формировать целевые группы, которые являются объектом реализации нашего проекта: составим банк данных о детях низкомотивированных, состоящих на профилактическом учете, из "групп риска". Далее создадим рабочую группу, состоящую из педагогов и директора школы, главы сельского поселения и представителей комиссии по делам несовершеннолетних, которая будет подводить итоги на промежуточных этапах реализации проекта. Планируем провести установочные мероприятия, обучение специалистов по профориентационной работе в Институте повышения квалификации работников образования (два учителя технологии, педагог-психолог и социальный педагог). Следующими шагами будут создание дорожной карты мероприятий проекта и контроль за целевым использованием средств гранта, работа с контрактниками по поставке оборудования в мастерские школы. Когда система взаимодействия со всеми службами заработает, проинформируем жителей села о проекте через распространение буклетов – планируется выпустить 150 штук – и сайт школы. По условиям проекта, во время его реализации нужно не только отчитаться за полученный грант, но и выполнить ряд условий: разместить девять материалов в интернет-ресурсах, пять – в печатных СМИ, подготовить одну теле- или видеопередачу. Но главный результат – это профессиональное самоопределение детей.
Грантовая деятельность является эффективной возможностью в развитии кадровых, учебно-материальных и информационно-методических ресурсов для школы. От души пожелаем всем участникам проекта здоровья, удачи, а педагогам – терпения и позитива. Пусть новые идеи в продвижении ребят по этому интересному творческому пути не покидают вас!
.................................................
Анна Гребеньщикова