Что такое социальный лифт? Во все времена в обществе существовала иерархия. Но если когда-то неравенство было трудно преодолеть, то сегодня практически все имеют определенные возможности для продвижения. Помогает в этом социальный лифт – механизм повышения или понижения статуса в обществе. Здесь не имеет значения ни происхождение, ни материальное положение. Важно лишь желание самого человека что-то изменить в своей жизни. Современный мир преподносит совершенно новые возможности.
В октябре на базе Управления социальной поддержки населения Майминского района стартовал инновационный социально-значимый проект "Социальный лифт – твое будущее в твоих руках!", который реализуется при непосредственном участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Для его воплощения в жизнь на базе учреждения создано пять мастерских, где будут проводиться мероприятия по профориентации детей с 14-летнего возраста.
О том, как работает "Социальный лифт" и что он может дать детям, рассказывают члены рабочей группы проекта Татьяна Васильевна Конева, заместитель директора УСПН, и Юлия Геннадьевна Шевелева, психолог.
Т.В. Конева:
– На реализацию нашего замысла мы получили грант, выиграв конкурс социально-значимых проектов.
Если говорить коротко, набираем группы детей (в условиях нынешних ограничений это не более пяти человек) и с помощью тестирования проводим их профориентацию, стараемся мотивировать их на успешную учебу в школе и дальнейшее обучение.
Сегодня у нас пять профориентационных мастерских для профессионального самоопределения и формирования первичных трудовых навыков: "Парикмахер", "Инструктор по спорту", "Я – предприниматель!", "Графический дизайнер" и "Журналист".
Парикмахер-универсал Светлана расскажет, почему она выбрала именно эту профессию. В ходе работы в мастерской дети узнают много и о стрижках, и об уходе за волосами. Если кто-то заинтересуется созданием причесок, то тут же сможет попрактиковаться.
Тренер нашего спортзала Ася не только даст представление о работе фитнес-инструктора, но и сможет проконсультировать по вопросам правильного питания, необходимых нагрузок, рассказать о роли спорта и физической культуры в нынешнем обществе.
По договоренности с редакциями газет "Звезда Алтая" и "Сельчанка" заинтересовавшиеся профессией журналиста подростки смогут увидеть процесс создания газеты: как подбираются материалы, создается макет страницы, кто работает над номером. И смогут попробовать свои силы: написать заметку, сделать небольшой репортаж.
Мы заключили соглашение с Горно-Алтайским государственным политехническим колледжем им. М.З. Гнездилова на проведение мастерской графического дизайна. Они запускают собственный проект, и интересы совпали: нашим подопечным о профессии веб-дизайнера и о сферах, где это востребовано, расскажут сами студенты колледжа.
Подписано соглашение и с республиканским Центром развития туризма и предпринимательства – с их помощью планируем познакомить ребят с успешными предпринимателями республики, которые расскажут, что такое собственное дело и что представляет собой его организация.
– А почему проект называется "лифтом"?
– Потому что лифт поднимает. Конечно, принять участие в работе может любой подросток, но нам важно приобщить к ней детей, которые в силу разных причин сегодня находятся в трудной жизненной ситуации, и им более, чем кому-либо, нужна уверенность в том, что даже если сейчас твои стартовые возможности оставляют желать лучшего – это не повод отказываться от мечты, планов, успеха.
Ю.Г. Шевелева:
– Кстати, это очень важный момент. Мы хотим показать детям, что на самом деле включает в себя понятие "успешный". Высокий пост и очень большие деньги – не показатель. Если ты занимаешься любимым делом, оно приносит тебе достаточный доход, у тебя есть семья и друзья – ты успешен. Труд – важная составляющая успеха, когда он приносит радость.
– А реализация мечты? Мечты ведь бывают разными, даже нереальными?
– Мечта должна совпадать с возможностями. Простой пример: можно мечтать о балете. Но при этом не иметь физических данных для этого. Стоит ли воплощать мечту, если даже упорные занятия результата не принесут?
Мы учим ребят объективно просчитывать свои данные. Сейчас есть очень хорошие профориентационные тесты, помогающие определить склонности, интересы, возможности. Бывает так, что у ребенка есть равная предрасположенность для нескольких видов деятельности. Тогда учимся расставлять приоритеты.
– Но ведь может получиться как с мечтой, для которой нет данных? Профессия выбрана – но она не входит в число востребованных?
– Если деятельность не востребована, допустим, у нас в республике – это может означать, что в другом регионе тебя, молодого специалиста, с радостью ждут. Не надо бояться перемены мест!
Т.В. Конева:
– Еще мы даем ребятам навыки работы с информацией. Выбрал свою сферу деятельности – подумай, где будешь учиться: от училища, колледжа до вуза. Уже сейчас узнай условия поступления, проходной балл, особенности обучения. Сегодня все необходимое можно найти на сайтах учебных заведений. В группах занимаются ученики восьмых-девятых классов – у них пока достаточно времени определиться, выстроить собственную траекторию: выбор профессии – учеба – карьера. Чтобы более или менее четко представить, как это будет, что для этого нужно.
Ю.Г. Шевелева:
– Есть еще такой момент: учим не идеализировать. Например, мечтает школьник о героической профессии следователя: "Буду бороться с преступностью, ловить бандитов!" А ведь следователь чаще всего кропотливо работает с бумагами. Эффектных погонь с выстрелами не будет, это не кино. Все равно мечтаешь об этой профессии? – тогда вперед!
– А как относятся к проекту родители? Для ребенка, даже если он уже серьезно обдумывает дальнейшую жизнь, важна поддержка семьи.
– К счастью, большинство родителей готовы сами участвовать в занятиях. Признают, что не ориентируются во многих аспектах современной жизни и поэтому рассчитывают на помощь.
Например, сегодня существует множество новых специальностей, есть большие возможности для работы удаленно – как помочь сыну или дочери, если ты сам имеешь смутное представление обо всех этих новшествах?
Т.В. Конева:
– Здесь будет уместно сказать о помощи волонтеров из числа студентов политехнического колледжа. У нас ведь только пять мастерских, а новых профессий и возможностей – великое множество. Вот молодые люди и расскажут об этом – на доступном ребятам языке, они ведь на одной волне.
– А с родительским непониманием случается сталкиваться?
Ю.Г. Шевелева:
– Не без этого, конечно. Вот случай: мама хочет, чтобы сын "перестал балбесничать" и взялся за ум. Мальчишка мечтает быть тату-мастером, он хорошо рисует, делает эскизы. Но маме кажется, что это блажь, вот автомеханик – другое дело, это "настоящая профессия". А сын железки терпеть не может, ну не его это!
– И как быть?
– Посоветовали маме оплатить для сына курсы. Тату-мастер на сегодняшний день – востребованная творческая профессия, почему бы не дать ребенку возможность хотя бы попробовать? Тем более, что он готов и учиться, и работать, ему это нравится.
– А бывает так, что родные не поддерживают подростка? Или вообще самоустраняются? Не секрет ведь, что с каждым годом все большее количество родителей не может оплатить учебу после школы, и многие уже просто не видят смысла учить детей дальше. Некоторые вообще живут по принципу "Мы без образования, и им не надо".
Т.В. Конева:
– Как я уже говорила, основная задача проекта – мотивация на учебу. Допустим, дома говорят: пойдешь на стройку, там образование не требуется, а денег заработаешь. Мы говорим: хорошо! Но на стройке можно по-разному работать: один кирпичи кладет, а другой рабочим процессом руководит. Если тебе это интересно, нужно получить специальное образование. Для начала – в училище. А дальше твои возможности расширяются: можешь собрать собственную строительную бригаду и работать по договору. Или можешь пойти учиться дальше – так тоже часто бывает. Сегодня, к слову, большой дефицит именно рабочих специальностей, и на квалифицированных рабочих большой спрос.
Ю.Г. Шевелева:
– Если в результате реализации проекта мы сумеем помочь хотя бы нескольким нашим подопечным из числа тех, кто сегодня находится в трудной жизненной ситуации – это уже будет большая победа. Путь к успеху никому не заказан.
Хочется верить в то, что возможность изменить свою жизнь к лучшему есть у каждого. Даже не самые лучшие стартовые условия в начале жизни могут стать настоящей взлетной полосой. Главное – захотеть. И найти тех, кто тебя поддержит.
Подробности о работе "Социального лифта" можно узнать по телефону: 8 (388 44) 2-34-02. Реализация проекта рассчитана до сентября 2021 года.
...................................................
Александра Семенова