После службы в армии, осенью 1974 года, он пришёл тогда ещё в Приморскую коррекционную школу к работавшей в ней маме, а потом и сам стал трудиться в этой школе, накрепко связав свою жизнь с воспитанием детей и обучением их музыке. И длится это уже 45 лет…
О ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ
О детстве, которое прошло в селе Александровка Даурского района, Александр Лях вспоминает с особым чувством. Семья Лях – трудолюбивые родители Александр Богданович и Екатерина Яковлевна и четверо детей – жила скромно, но дружно. Отец – всегда востребованный кузнец, мать – доярка, а дети (три сестры и он – младший брат) были им настоящими помощниками: занимались хозяйством и огородом, ходили собирать ягоды и грибы. Жизнь в красивом месте, окружённом лесом и рекой, во все времена года приносила неподдельную радость.
– А какие люди жили в нашем селе! Добрые, хлебосольные, трудолюбивые… Одна большая семья! На двери домов мои односельчане никогда не навешивали замков… Было какое-то не-имоверное доверие и уважение друг к другу. А мы, дети, жили по-настоящему счастливо рядом с родителями, которые умели воспитывать словом, взглядом, делом.
Когда Александру исполнилось 16 лет, семья переехала в Приморск. Посёлок сразу же "взял" подростка своей цивилизацией: в нём много строили, было немало техники и хорошая автомобильная трасса, красовалось уже наполненное водой водохранилище, а по нему "ходили" белоснежные "метеоры". Завораживала и окружающая посёлок природа… Все активно рыбачили, собирали в лесу дикоросы. Подростки, в основном, были очень спортивными и всегда находили для себя занятия: летом плавали, играли в лапту, "гоняли" мяч, бегали в лесу, зимой вставали на лыжи и коньки.
– Меня сразу привлёк хороший поселковый клуб – музыку я любил с детства! И вот у меня, самоучки, появилась прекрасная возможность играть на гитаре и петь в созданном в клубе вокально-инструментальном ансамбле. Было интересно заниматься творчеством, овладевать новыми знаниями, умениями и навыками, полностью погружаться в любимое дело!
О СЛУЖБЕ И ПРИЗВАНИИ
В 1972 году Александр Лях окончил школу и сразу же, по приглашению директора Приморского совхоза Александра Вдовенко, вместе с другом пошёл строить сушилку в Даурске. Они трудились на стройке до поздней осени. А в ноябре Александра Ляха призвали в армию. Служил он в ракетных войсках в Якутской автономной республике. К концу двухлетней службы Александру предложили остаться в части и продолжить военное дело. Но, вернувшись в 1974 году домой, он понял, что никуда уже не поедет.
– В Приморскую коррекционную школу я пришёл работать, в общем-то, случайно, встречая маму (она последние перед пенсией годы работала техничкой в этой школе). Ко мне подошёл директор Виктор Винокуров и попросил организовать футбольную игру для 18 старших воспитанников коррекционной школы. Я пообещал прийти и познакомиться с ребятами. И с тех пор дело обучения и воспитания детей стало смыслом моей жизни.
Реорганизовывалась и менялась школа, на смену одним воспитанникам и педагогам приходили другие, коллектив самообразовывался и постоянно учился новому. Окончил географический факультет Красноярского педагогического института и Александр Лях. Правда, своих обязанностей так и не поменял, продолжив работать с особенными детьми и теми, кто по разным причинам оказался не с родителями.
Александр Александрович очень привязан к детям и всегда хочет возместить им то, чего они не получили в семьях. На лучших примерах объясняет мальчишкам и девчонкам (он называет их "наши дети") теперь уже Приморского детского дома, как важны настоящая дружба и поддержка добрых людей, как важно много знать и уметь, правильно справляться с эмоциями и ссорами, иметь увлечения, которые наполняют жизнь совершенно иными красками. И за все эти беседы и разговоры по душам, назидания и уговоры дети уважают Александра Александ-ровича и очень ему доверяют.
О ВОСПИТАННИКАХ И МУЗЫКЕ
Александр Александрович с особой теплотой говорит о талантливых воспитанниках детдома, с которыми он занимается как музыкальный руководитель. Кстати, из 45 лет работы он более 20 лет отдаёт себя и этому призванию.
– Работа музыкального руководителя многогранна и интересна. Я сам давно освоил игру на самых разных инструментах (балалайке, гармони, гитаре, ложках…), теперь учу наших детей. На занятия, которые развивают, делают их ответственными, собранными, красивыми, ко мне приходят ребятишки 7–16 лет. В очень просторном кабинете с хорошей аппаратурой мы поём, учимся передвигаться по сцене, играть на ложках… Ансамбль шумовых инструментов Приморского детского дома "Весёлые ложкари" я сопровождаю игрой на гармони. И мы уже "подросли" до того, что делаем сводные номера и с другими ансамблями нашего района. С самыми удачными постановками выступаем на сценах края и района, участвуем в концертах, фестивалях, конкурсах. Мастерство и талант наших детей отмечены дипломами, грамотами и благодарственными письмами. Работать на результат мы умеем!
Да, в этом уж сомнений нет. Во многих творческих порывах взрослого и детского коллективов детского дома есть заслуга Александра Ляха. Также было время, когда он на разных концертах и смотрах художественной самодеятельности пел и с женой Татьяной Викторовной (тоже, кстати, педагогом). Да и трое их сыновей – Александр, Сергей и Артём – тоже играют на музыкальных инструментах и поют в кругу семьи и друзей. Возможно, свои умения сыновья передадут и последующим Ляхам. А внуков у Александра и Татьяны уже трое. Все они – мальчишки! Значит, их фамилии ещё жить да жить.
Наш герой признался, что иногда ему хочется некоего покоя, что ли. Но ноги (и благо ещё, что живёт он рядом с детдомом) снова "несут" его на работу. Его там ждут, ему там рады. Да и куда пока Александр Александрович без детей и второго своего дома?!