1 апреля этого года ректором красноярского медуниверситета официально стал Алексей Протопопов — доктор медицинских наук, всемирно известный рентгенхирург, основатель школы рентгенхирургии в Красноярске. Фактически же он начал руководить вузом с августа 2019 года — в должности исполняющего обязанности. Newslab поговорил с ним о новой работе в качестве руководителя, жизни университета во времена ковидной пандемии и перспективах, которые открываются перед студентами и преподавателями.
Алексей Владимирович, чем вам запомнились первые полгода в новой должности ректора?
Начало работы запомнилось, конечно, тем же, что и всем нам, потому что эти месяцы пришлись как раз на начало массового заражения населения новой коронавирусной инфекцией. Когда началась вся эта история с ковидом, мы еще не представляли весь масштаб бедствия; скорость происходящих в обществе и системе здравоохранения событий была абсолютно трагическая.
И в таких непростых условиях спустя всего три недели после моего официального назначения на должность ректора КрасГМУ, нам пришлось осуществлять переход всего образовательного процесса в новый формат дистанционного обучения. Казалось бы, задача невыполнимая, ведь медицинское образование предполагает обязательную практику: это и общение с пациентами, и разбор клинических случаев... Только так можно стать специалистом, которого будут ценить. И нужно сказать, что в этой непростой ситуации скорость мобилизации коллектива университета — как управленческого, так и профессорско-преподавательского состава — оказалась выше всяких ожиданий.
Нам удалось буквально за неделю отстроить абсолютно новые модули образования, перейти на ту форму дистанционного образования, которая бы устраивала и нас как преподавателей, и, конечно же, наших обучающихся. А требования студентов к процессу преподавания сегодня очень высоки: одно дело — разговаривать глаза в глаза с преподавателем, особенно на хирургических направлениях, и совсем другое — дистанционный образовательный формат.
Вскоре стало понятно, что вся эта ситуация затянется надолго, и что нам нужно готовиться к более серьезным вещам — так началась плановая работа по проработке всех форм дистанционного образования. Я хотел бы выразить огромную благодарность всем профессорам, преподавателям, и всему корпусу информационных технологий — именно на них упала основная нагрузка по трансформации в новый формат образования. Сегодня мы понимаем, что как минимум до лета нам придется осуществлять процесс обучения в новом формате, который сейчас полностью отработан и проверен на практике.
Стоит отметить, что в пандемию коронавируса мы столкнулись и с другой серьезной проблемой. Дело в том, что наш университет имеет огромное количество клинических баз, где мы учим наших студентов. В разгар пандемии все они ушли под ковидные госпитали и пульмонологические отделения. Вдобавок, ситуация осложнялась тем, что у нас всегда было мало образовательных корпусов и аудиторий. Решить эту проблемы удалось благодаря эффективному взаимодействию с правительством Красноярского края, с другими образовательными учреждениями — в первую очередь, с Сибирским федеральным университетом, который предоставили свой корпус для того, чтобы мы могли там разместить своих обучающихся.
Резюмируя, отмечу, что все эти трагические события привели к тому, что мы приобрели, хоть и вынуждено, абсолютно фантастический опыт — как управленческий, так и с позиции обычного человека.
Как удалось перенести в дистанционный формат не только теоретические, но и практические занятия?
Мы записали огромное количество практических уроков — занятий по отработке практических навыков. К счастью, в высокой степени готовности оказался наш симуляционный центр, на базе которого и были проведены работы по предоставлению практических навыков нашим обучающимся. Здесь тоже были свои сложности, ведь одно дело — не потерять в качестве обучения с точки зрения предоставляемых знаний, а с другой стороны, речь шла о сохранении здоровья наших обучающихся и преподавателей. Необходимо было обеспечить весь комплекс противоэпидемических мероприятий. Да, были вспышки заболевания коронавирусом в наших общежитиях, но мы быстро приняли решение о создании обсерваторов для изоляции студентов в пределах определенных этажей, обеспечили их питанием и лекарственными препаратами.
Как медицинский университет помогал медикам в лечебных учреждениях?
Здесь я могу говорить только в несвойственной мне восторженной манере, ведь был обеспечен беспрецедентный уровень взаимодействия с Министерством здравоохранения Красноярского края. Нужно понимать, что в любой системе есть несущая конструкция (по аналогии со стеной в жилом доме), и наш университет является именно такой конструкцией для всей системы здравоохранения региона.
Мы в очень короткое время сумели мобилизовать более 800 наших обучающихся по заявкам Министерства здравоохранения и лечебно-профилактических учреждений края для работы с ковидными пациентами. Начиная с запросов районных и городских больниц до наших крупных госпиталей — Краевая клиническая больница, 20-я больница, БСМП.
Безусловно, наши профессора, преподаватели, среди которых много специалистов Министерства здравоохранения Красноярского края, по своему профессиональному статусу работали в "красных зонах", обсерваторах, консультировали пациентов.
Яркий пример взаимодействия с Министерством здравоохранения региона — отработка проекта онлайн-консультирования ковидных пациентов в поликлиниках. Были созданы личные кабинеты в онлайн-сервисах, настроена ip-телефония. В ближайшее время мы представим результаты внедрения этой системы правительству и Минздраву, и, если система покажет свою эффективность, в чем мы не сомневаемся, в дальнейшем сможем распространить этот опыт онлайн-консультирования амбулаторных пациентов на всех, кто болеет коронавирусом — так они смогут оперативно отслеживать динамику своего здоровья.
На выборах ректора вы представили свою программу развития вуза. Что уже удалось реализовать?
Было бы несерьезно говорить о том, что я выполнил все обещания в рамках программы, которая рассчитана на пятилетний срок. Но уже сегодня можно говорить о том, по каким направлениям идет активная работа.
Реформирование системы управления университетом. Мы должны оставить в прошлом некоторые архаичные вещи, которые до сих пор остаются в администрировании. Это реформы отделов, которые позволяют нам, скажем так, максимально безопасно для всей структуры университета соответствовать требованиям управляющих органов. Также это создание отдела государственных закупок. И самое главное — разделение управленческих функций отделов с целью недопущения пересечения деятельности этих отделов.
Блок совершенствования системы образования. Преподаватель — это главный человек в университете, и можно сколь угодно долго говорить, что мы должны повышать его статус, но грош цена таким разговорам, если его труд не будет оплачиваться на соответствующем уровне. Вопрос оплаты труда довольно сложный, мы здесь завязаны на среднем уровне оплаты по региону и возможностях нашего консолидированного бюджета. Но уже разработан абсолютно четкий план по решению этой задачи. Стоит отметить и изменения на уровне взаимодействия между кадрами. Наверное впервые за последние годы мы стали проводить совещания не только между членами ученого совета, но и с участием заведующих кафедр — они могут высказаться (сейчас удаленно) и принять участие в дискуссии. Эта стратегия вовлечения в систему управления университетом в том числе среднего управленческого звена уже сегодня показывает, что мы движемся в нужную сторону.
Научная деятельность. Наш вуз всегда отличался тем, что в основе образовательных процессов здесь лежит не рафинированная наука, а достижение практических результатов. Была проделана огромная работа по научной составляющей университета. Все наши исследовательские мощности были объединены в единый формат Центра коллективного пользования (ЦКП). Мы показали возможности по использованию всей этой материально-технической базы не только сотрудникам, но и коллегам за пределами Красноярского края. Сегодня мы получаем заявки из наукоемких регионов. Честно говоря, мы и сами не ожидали такого интереса к ЦКП. Впервые за все всю историю университета был выигран большой федеральный грант на обновление приборной базы. Он будет реализован поэтапно.
Материально-техническое состояние университета. Хозяйство университета — огромное, это можно сказать своя вселенная со множеством корпусов. И их материально-технический уровень должны соответствовать запросам современности. Есть такое выражение: "В избушках и во дворцах думается по-разному". Мы должны думать об университете как о дворце, а значит, необходимо вывести образовательный процесс на новый уровень технического обеспечения, начиная с оборудования лекционных залов современной техникой и заканчивая приобретением серверов информационной службы.
Изменится ли социальное и материальное обеспечение студентов и преподавателей?
Безусловно, далеко не всё на сегодняшний день выполнено, но самые серьезные темы уже были обозначены в рамках федеральных адресных инвестиционных программ. Подана заявка на участие в федеральной инвестиционной программе по строительству жилья для наших сотрудников. Готовы документы для участия в федеральной инвестиционной программе по строительству нового учебного корпуса. Разрабатывается проект по созданию полноценного стационарного корпуса клинической базы университета.
Идет работа над проектом реконструкции всех общежитий университета, ведь здание и инфраструктура уже достаточно устарели. Что касается стипендий, то нужно понимать, что здесь мы находимся в достаточно зарегулированном поле, но, тем не менее, мы постоянно ищем способы поддержки наших обучающихся. Однако, это дорога с двусторонним движением, студенты тоже должны предпринимать усилия. В качестве мер поддержки у нас есть студенческие рейтинги, университетские гранты. Буквально на днях я подписал документ о проведении Фестиваля студенческой науки: в дистанционном формате пройдет презентация научных работ обучающихся.
Уже принят краевой закон об образовательных сертификатах. Он даст возможность нашим студентам получить бесплатное образование (не секрет, что сегодня оно одно из самых дорогих). На получение сертификатов смогут претендовать как студенты начальных курсов, так и ординаторы (узкие клинические направления).
Получив образовательный сертификат, студент должен будет после окончания вуза отработать несколько лет в медучреждениях в том регионе, куда его распределят. Это позволит сократить дефицит кадров в первичном звене — в первую очередь это участковые терапевты, педиатры.
Кроме того, в самое ближайшее время мы будем стараться войти в международные рейтинги и получить международную аккредитацию. Таким образом диплом об образовании нашего университета будет признан за рубежом. Это позволит привлекать новых абитуриентов из дальнего зарубежья. В этом году мы впервые приняли в свои стены иностранных студентов из Ирана, Ирака и Африки. Также отрабатываем перспективную тему преподавания медицины на английском языке, уже получены положительные отзывы от иностранных студентов. Это сложно, но очень интересно.
Каковы ближайшие планы на будущее?
Вхождение в международные рейтинги, о которых я уже упоминал, позволит нам претендовать на серьезное финансирование. Сегодня в эти рейтинги входят, как правило, столичные вузы. Мы понимаем несопоставимость наших возможностей — там намного больше обучающихся, да и консолидированный бюджет тоже больше. Но нам вполне по силам занять первое место в регионе. Все те действия по совершенствованию образовательного процесса, по научным изысканиям, которые мы провели в это непростое время, показывают, насколько у нас велик потенциал в сравнении с теми региональными вузами, с которыми мы соревнуемся.
Что нам поможет стать первыми? Это прежде всего создание новых факультетов; в настоящее время мы активно работаем над созданием медико-профилактического факультета, который будет готовить специалистов в том числе и для Роспотребнадзора. Это и создание новых учебных программ на стыке сразу нескольких наук, например, биофизики и медицины. Это позволит привлечь новых обучающихся, которые в будущем будут востребованы в практической работе. Ведь самая большая ошибка больших университетов (не только медицинских) в том, что они представляют, что называется, вещь в себе: выпускают большое количество специалистов, которые по окончании вуза просто не могут найти работу. Чем больше наш университет будет включаться в региональную повестку и проблематику, тем больше будут востребованы наши выпускники.
Мы должны смотреть в будущее, с которым всем нам придется столкнуться — взять ту же телемедицину — сегодня это один из наиболее быстро растущих сегментов здравоохранения во всем мире, и уже сегодня готовить специалистов для перспективных направлений.