Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Официальный сайт газеты «Сельская новь» Балахтинского района Красноярского края. Главный редактор Уланова Л.В.

662340, п. Балахта, ул. Комсомольская, 25
телефон: +7(39148) 21-5-82
e-mail: sn.balahta@yandex.ru

Коллекция Шестаковых

Районной газете "Сельская новь" в этом году исполнилось 85 лет!

Много приятных впечатлений подарил нам, творческим работникам, юбилейный год: на страницах газеты мы писали о том, какой в разные года была "районка", кто, как и в каких условиях делал газету, публиковали воспоминания бывших работников редакции.

А сегодня расскажем ещё об одном интересном человеке, добром друге редакции – Михаиле Шестакове. Его отец Дмитрий Шестаков возглавлял редакционный коллектив в послевоенные годы. Наш герой помнит об отце мало что (он скончался, когда мальчику было десять лет). Но воспоминания Дмитрия Петровича о войне, любимой работе, Балахтинском районе семья Шестаковых бережно и трепетно хранит.

...На видном месте в музее-мастерской "Шестаков – реставрация" в Красноярске висит старинное чёрно-белое фото. На нём запечатлены Дмитрий Шестаков и бойцы танкового подразделения, в котором он служил замполитом, восседающими на мотоцикле. Фото сделано в июне 1945 года в Берлине. На обратной стороне синими чернилами написано: "Дорогим маме и папе! Первый выезд в увольнение, впервые за четыре года парадный китель вместо комбеза...".

Это фото является поистине семейной реликвией, и оно же (вместе с воспоминаниями отца) повлияло на увлечение Михаила коллекционированием и реставрированием мототехники времён Великой Отечественной войны. С фото связано и несколько интересных обстоятельств: офицер танковых войск Дмитрий Шестаков и танкисты сфотографированы без орденов и медалей, что кажется странным в послевоенное время. Но этому есть объяснение: при выезде в увольнение советским солдатам запрещалось носить награды – в развалинах города ещё долгое время хоронились не сдавшиеся в плен фанатики, которые с большой дистанции расстреливали из снайперских винтовок советских солдат и офицеров, ориентируясь на отблеск их наград.

Немецкий трофейный мотоцикл "Zündapp", на котором сфотографировалась компания, был выпущен на знаменитом заводе в Германии. В 1945 году американская авиация стёрла завод с лица земли. И добытый Дмитрием Шестковым трофей стал оттого ещё ценнее!

К слову сказать, немецкая армия в войну была хорошо моторизованной: только мотоциклов насчитывалось более 700 тысяч единиц, в распоряжении же Советской армии было всего около двадцати тысяч мотоциклов. Поэтому наши бойцы во время военных действий старались захватить вражескую технику неповреждённой, чтобы потом использовать против своих же врагов. Михаил Дмитриевич вспоминает, что отец очень хорошо отзывался о надёжности трофейной техники.

Серьёзное мужское увлечение мототехникой Михаила Дмитриевича передалось и его сыну Александру. Коллекция же, собранная ими, уникальна не только для края, но и для Сибири, и даже страны!

А теперь обо всём подробнее...

Маленький Миша сильно тянулся к отцу. Он внимательно слушал его рассказы о войне. И каждый раз отец-фронтовик с особым пристрастием говорил о высоких технических характеристиках военной техники. Например, о том, что мощные мотоциклы "Zündapp" с лёгкостью буксировали застрявшие в грязи полуторки со снарядами. Мальчика завораживали такие истории, и, как все советские ребята, он мечтал о своём собственном мотоцикле.

По наследству от старшего брата Михаилу достался "Минск К-125" ("козлик"). В то время семья жила в Балахте, и первые свои километры Михаил накатывал по нашим дорожкам. Когда "козлик" ломался, двенадцатилетний сорванец начинал его самостоятельно чинить, вникая в процесс сборки… И постепенно научился "договариваться" с техникой.

Как-то Михаилу попался мотоцикл BMW R35 1950 года выпуска. Неисправный, но в сравнительно неплохом состоянии… Долгое время он искал литературу, чтобы разобраться в механизме и начать ремонт ценной находки. О реставрации тогда речи ещё не шло, ведь отреставрированной техника считается, если она приведена в идеальное состояние (в такое, в котором вышла из заводских стен). Этот мотоцикл и стал первым экспонатом в коллекции Шестаковых.

Историю первого своего "постояльца", как и всех последующих, владельцы знают досконально: после окончания войны Германия долгое время выплачивала Советскому Союзу компенсацию за нанесённый во время войны моральный и материальный ущерб. Немецкие заводы выпускали всевозможную продукцию (в том числе мотоциклы, автомобили, станки и прочее оборудование) для поставки в Советский Союз. В числе этой техники и оказался тот самый мотоцикл…

Знания о мотоциклах, опыт ремонта и реставрации накапливались долго – с годами, новыми находками, знакомствами. Позже у Шестаковых появился мотоцикл "Zündapp KS 750" – как раз тот, о небывалой мощи которого рассказывал Михаилу отец! Этот мотоцикл имеет привод на два колеса, у него очень сложная трансмиссия: восемь передних передач и две задних. Понижающий ряд передач используется для преодоления особо бездорожных участков, и мотоцикл обладает необыкновенной для него проходимостью. Когда-то это казалось мальчишке удивительным: что за силища такая позволяет трёхколёсному мотоциклу легко справляться с задачей тягача?!

Сегодня в уникальной коллекции Шестаковых – без малого тридцать мотоциклов: здесь соседствуют Zündapp, BMW, Harley-Davidson и некоторые советские агрегаты. У каждой машины своя интересная история, своя судьба. Но каждую из них будущие владельцы приняли в свои руки в плачевном состоянии, потратив на ремонт и реставрацию от года до десятка лет.

Как ни странно, какого-то особого предпочтения к одному из мотоциклов у них нет. Михаил говорит: "Каждый мотоцикл уникален и дорог для нас! В каждый из них мы с сыном вложили душу, время и немалые средства, ведь почти все агрегаты воспроизводили из металлолома, за очень редким исключением".

Как находили свои ценные экспонаты? Да, в общем-то, благодаря "сарафанному радио": ездили по деревням, расспрашивали местных жителей. Где-то что-то попадалось, где-то – нет. Сейчас, в век интернета, границы намного расширились: стало проще найти не только человека, технику, но и запчасти. Их, кстати, реставраторы приобретают по интернету в США, Германии, Чехии.

Во многих европейских городах есть специальные заводы, производящие комплектующие к стариной автомототехнике. Можно приобрести многие новодельные запчасти (резинотехнические изделия, покрышки, колёса, сидения, фары): они являются абсолютной копией своих оригиналов.

На каждый мотоцикл заведён свой фотоальбом, листая который, видишь, каким его нашли реставраторы, какую работу проделали в процессе сборки… Каким агрегат предстал перед посетителями музея.

Наше внимание привлекли два мотоцикла известной американской фирмы "Harley-Davidson": один – военный, другой – гражданский. Один из них попал в Советский Союз по программе Ленд-лиз (государственной программе, по которой Соединённые Штаты Америки передавали своим союзникам, в том числе Советскому Союзу, боеприпасы, технику, стратегическое сырьё). Мотоциклы "Harley-Davidson" долго время после войны состояли на службе в милиции, в отделе регулирования уличного движения ("ОРУД"). Мощный мотоцикл развивал скорость до 120 километров в час: сбежать от него не мог ни один нарушитель ПДД!

Остатки этого мотоцикла разыскали в одной из деревенек под Красноярском: поистине археологические раскопки пришлось произвести в огороде у дедушки, который на своём участке хранил всякий металлолом, вплоть до обломков самолётов.

Вторым мотоциклом "Harley-Davidson" 1939 года Михаил и Александр очень гордятся! Гражданские мотоциклы этой фирмы массово в Союз не поставлялись, они завозились частично, в единичном порядке. В музей агрегат попал в ещё худшем состоянии, чем его соотечественник. А история его такова: в годы Великой Отечественной войны в Красноярске жил и работал офицер американских военно-воздушных сил, руководивший каким-то этапом программы "АлСиб". По городу он передвигался на мотоцикле, а после окончания своей миссии в Сибири оставил технику здесь. Продал ли он мотоцикл или подарил кому-то, доподлинно неизвестно, но к моменту находки его реставраторами представлял собой груду металла. Всё, что осталось от мотоцикла (40 процентов деталей), хранилось в сарае. Пять лет ушло на его укомплектование, ещё год – на реставрацию, и сегодня мотоцикл восстановлен полностью (до заводского состояния).

Процесс реставрации – всегда очень долог и сложен. Он включает в себя множество операций по восстановлению внутренних частей и восстановлению внешнего вида. Реставрируя агрегаты времён Великой Отечественной войны, Шестаковы погружаются глубоко в историю техники, чтобы понимать, какие функции она выполняла, каким целям служила, каким должен стать каждый восстановленный мотоцикл… К сожалению, находить старинную мототехнику реставраторам становится всё труднее.

Надо сказать, что трофейная техника времён войны в большинстве своём сохранилась только на территории бывшего Советского Союза. Помогла в этом ментальность русского человека: в Западной Европе мотоциклы, отслужившие срок службы, переплавляли, изготавливали из них посуду и прочее. Советские же люди, испытывая острую необходимость в технике, восстанавливали мотоциклы до тех пор, пока было что восстанавливать, и передавали их из поколения в поколение. И вот что ещё примечательно: большинство частных коллекций в Западной Европе пополнились благодаря находкам на территории бывшего Советского Союза.

…Жизнь Михаила и Александра Шестаковых благодаря их главному увлечению интересна и необычна. Рабочие будни (Михаил Дмитриевич работает инженером-механиком, а трудовая деятельность Александра связана со строительством) чередуются с организацией байкерских слётов и фестивалей, участием в мотопробегах, выставках, мероприятиях военно-исторической реконструкции. Байкеры берут на себя патриотическую работу с подрастающим поколением, оказывают спонсорскую помощь детским домам и другим социальным учреждениям. С недавнего времени деятельность мотоклуба "Wild Siberians", руководит которым Александр Шестаков, связана с программой "АлСиб" (секретная воздушная трасса "Аляска-Сибирь", по которой в годы Второй мировой войны советские лётчики, рискуя жизнью, перегоняли истребители и бомбардировщики, поставляемые по ленд-лизу из США в СССР).

Недавно в Красноярск с полуострова Таймыр доставили американский самолёт "Дуглас", который потерпел крушение в 1947 году. В столице края самолёт будет реставрироваться под эгидой российского географического общества (его восстановят до лётной годности). В местах крушения самолётов устанавливаются памятники советским лётчикам – мотоклуб Шестаковых принимает непосредственное участие в установке и открытии таких памятников.

…Беседуя с Михаилом, невольно ловлю себя на мысли, что мне интересно слушать рассказы о ранее не представлявшей для меня никакого интереса мототехнике! И тут же нахожу для себя объяснение этому – собеседник мне попался необыкновенный, одержимый своей мечтой и идеей, умный и серьёзный! Знакомство с ним и его сыном произвело на меня необыкновенное впечатление. И я советую вам, уважаемые читатели, побывать в музее-мастерской Шестаковых, чтобы лично познакомиться с этим интересными людьми.

Автор: Марина Полежаева

По этой теме: мотоколлекциямотоциклы

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 2211

Поделиться:

ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика