Завершился годовой образовательный курс программы "Мои исследования для моего края", где я возглавлял секцию "Историко-культурных ресурсов". Ровно год назад мы с командой преподавателей и учащихся из Балахтинского и Назаровского районов решили создать перечень не известных ранее или забытых объектов культуры.
В основном, работали дистанционно, но за год несколько раз собирались в Красноярске на семинар "Историко-культурное наследие в контексте современной геополитики". Знакомились с критериями ЮНЕСКО и анонсами потенциала историко-культурных ресурсов Красноярского края, Сибири и России в целом. Затем составили общероссийскую карту историко-культурного наследия, после чего ребята представили собственные достопримечательности.
Участники команды Балахтинского района поделились опытом разработки гербов муниципальных образований и выступили с инициативой создать межтерриториальный проект на эту тему. Руководитель команды – красноярский историк, общественный деятель и педагог Кожановской школы Александр Рыжако взял на себя роль локомотива по решению всех организационных вопросов, касающихся официального утверждения государственного герба, стал идейным вдохновителем работы и связующим звеном с Геральдической палатой Российской Федерации.
Огромная заслуга школьников – эскизы герба, которые не могли возникнуть на пустом месте. Ведь, казалось бы, в типовых территориях края трудно найти что-то особенное. Так, например, команда из посёлка Глядень (с населением 1 200 человек) Назаровского района вместе с педагогом Людмилой Прохоренко опрашивали местных жителей, чтобы понять, что может стать символом их района. Оказалось, история богатейшая! Не только сельскохозяйственные достижения и железная дорога стали визитной карточкой поселения. Ведь герб – это целая философия, гордость каждого жителя, мотиватор к труду, сельской жизни. Вместе с тем, символ района или села – это и образовательный инструмент, способ воспитательной работы.
Команде из Кожанов помогла сама природа. Кожановский источник минеральной воды известен всей России. В итоге на гербе появились горы и фонтан с двенадцатью каплями, символизирующими целебные свойства воды. Коллеги из Гляденя изобразили на гербе трудовые руки крестьянина, удерживающие поезд, как символ стратегически важного объекта – Ачинско-Минусинской железной дороги. Золото на гербе Гляденя – это хлеб, который растёт на назаровской земле.
Казалось бы всё просто, но нет... Ребятам со своими наставниками пришлось поднять всю теорию геральдики, чтобы познакомиться с принципами изготовления макетов, символами и цветовой гаммой, чтобы грамотно подойти к разработке своих гербов.
Хорошо, что у нас растёт молодёжь и работают педагоги, которые обустраивают свой дом сами. Ведь именно с их маленького дома в далёкой Сибири, в Красноярском крае, начинается наша большая страна.
Межтерриториальный проект, который разработали кожановцы вместе с гляденцами, называется: "Особенности и знаковые символы посёлка Глядень Назаровского района и села Кожаны Балахтинского района как основа для разработки гербов муниципальных образований "Гляденский сельсовет" и "Кожановский сельсовет".
Много ли мы знаем о Красноярье? Невозможно ответить наверняка на этот вопрос нам, взрослым, не изучавшим в школе историю родного края. А вот подрастающее поколение изучать родной край начинает уже в третьем классе: частично – на уроках окружающего мира, детально – во время внеурочной деятельности. По словам учителя начальных классов Балахтинской школы № 1 Людмилы Кузьминой, она со своими младшеклассниками даже участвовала в районном проекте, посвящённом истории Красноярского края, и ребята узнали много интересного о природных богатствах региона, уникальных водоёмах, туристических маршрутах, достопримечательностях и известных людях. Всё это поможет ребятам быстро сориентироваться на итоговых всероссийских проверочных работах в конце года, куда также входят вопросы об истории, жизни и деятельности нашего Красноярского края, – уверена Людмила Степановна.