О том, что приказом министерства образования и науки Красноярского края в 2015 году Грузенской школе присвоен статус региональной инновационной площадки, мы уже писали.
На конкурс управленческой командой школы был выставлен инновационный проект по подготовке педагогов своей школы к введению с января 2017 года профессионального стандарта педагога. Сам профессиональный стандарт педагога (воспитателя) содержит описание обобщённых трудовых функций и трудовых действий педагога, осуществляющего педагогическую деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании по специальности учитель (воспитатель). Профессиональный стандарт является рамочным документом, в котором определяются основные требования к квалификации учителя. Это означает, что школе предстоит конкретизировать и описать общие трудовые действия, необходимые для реализации основной образовательной программы школы.
Важным моментом в понимании профессионального стандарта является то, что это стандарт педагогической деятельности, а не конкретного педагога, обеспечивающей достижения тех образовательных результатов, которые записаны в основной образовательной программе. Поэтому в каждой школе может быть разработан внутренний стандарт.
Внутренний (школьный) стандарт педагога разработан управленческой командой школы, приоритетным направлением этого стандарта является развитие каждого ребёнка и овладение им проектной деятельностью. Отсюда и особое внимание тем трудовым действиям педагога, которые формируют умения ученика.
Недавно Грузенская школа собрала команды из школ района на семинар "Реализация внутреннего (школьного) стандарта педагога (воспитателя) в Грузенской школе", чтобы поделиться опытом с коллегами.
Педагогическому сообществу Балахтинского района представили отчёт о реализации основной образовательной программы начальной и основной школ, работе с проектными задачами на учебных занятиях по предметам в форме группового проекта и проектов во внеурочной деятельности.
На занятиях ребята под руководством учителя решали проектную задачу. На математике, например, одиннадцатиклассники планировали отдых в "Ергаках", ученики начальной школы должны были рассказать "Лунтику о том, какие животные и растения обитают на земном шаре". На технологии дети проектировали универсальный магазин, а ученики 8–9 классов конструировали робота при помощи конструктора и моделировали его в компьютерной презентации. Ученики 5–6 классов на географии разрабатывали конструкторский проект по созданию действующего вулкана. Все проектные задания ученики выполнили.
Во второй части семинара учащиеся представляли классные проекты, которые будут реализованы в течение 2016–2017 учебного года. Также был представлен реализованный в 2015–2016 учебном году проект "Сибирская Греция".
В ходе семинара его участники получили ответы на многие вопросы. В частности, о соответствии требованиям профстандарта, использовании проектной деятельности во внеурочное время, алгоритме реализации и выявления проблем у педагогов, и другие.
Так почему проектной деятельности уделяется такое большое внимание? – поинтересовались мы у Тамары Полежаевой, директора Грузенской школы.
– Всё очень просто, – ответила Тамара Ивановна, – ученики учатся жить в будущем. И то, каким оно будет, в большей степени, зависит от них самих. При преподавании каждого школьного предмета надо видеть возможности ученика для предвидения, прогнозирования и самостоятельного проектирования нового продукта. Не случайно в образовательной программе каждой школы уделяется большое внимание проектной и научно-исследовательской деятельности.