Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Серышевского муниципального округа Амурской области

676355, Амурская область, п.г.т.Серышево, ул.Комсомольская,18а
телефон: +7 (41642) 2-13-64
e-mail: novosti35@inbox.ru

К 160-летию Амурской области

5 апреля 1928 года на разъезде Белоноговском в поля вышли первые на Дальнем Востоке тракторы, собранные бывшими красноармейцами под руководством немецкого инженера Ганса Манхарта.

...Зимой 1928 года на разъезде Белоноговском, практически в чистом поле, остановился грузовой состав. Из вагонов вынесли несколько сотен ящиков, которые складировали прямо под открытым небом. Командовал столь масштабным для данной местности мероприятием нерусский мужик с рано поседевшей шевелюрой. Предстояло создать первую на Дальнем Востоке МТС - машинно-тракторную станцию.

Будущие механизаторы в лице демобилизованных красноармейцев жили в армейских палатках, обогреваясь теплом "буржуек". Содержимое ящиков для многих было настоящей тайной. Что и говорить, пришлось помучиться с техникой первопроходцам, не видевшим в своей жизни ничего, кроме кавалерийских сабель и скаковых лошадей.

Помимо выбитых зубов, царапин и ушибов хватало других неприятностей. Тракторы периодически самовозгорались под управлением неопытных рук, а местное население не горело желанием мириться с появлением на полях самоходных монстров и периодически строило козни.

Кто знает, насколько все могло бы затянуться, если бы не умение Манхарта доказывать свою правоту собственным примером. Засучив рукава и поправив единственный на весь район цивильный галстук, дотошный немец скрупулезно объяснял и показывал людям правила сборки немецких и американских машин.

Терпению инженера можно было только позавидовать, однако к началу пахоты все 60 новеньких тракторов гудели стройным басом. Отставной пограничник Сорокин умудрился неправильно подсоединить питание аккумулятора, за что и поплатился зубами. Двигатель завелся в обратную сторону и, как оказалось, в самую неожиданную минуту для тракториста, подставившего лицо под рукоятку.

Тогда Манхарт пробурчал лишь, что теперь девки, его, щербатого, любить не будут, а перепутанные провода все равно, что лошадь, запряженная задом наперед. Столь доходчивое для сельского парня объяснение сыграло свою роль, однако на этом приключения рядового механизатора не закончились. После сбора первого урожая он оставил свой злополучный трактор между двумя скирдами, которые загорелись от искры, вылетевшей из двигателя. Потушить пожар удалось только всеобщими усилиями.

В тракторе обгорела электропроводка, но Ганс Иванович, который мог простить все, кроме безразличия к технике, вдруг премировал виновника событий костюмом, похвалив за спасение хлеба. Сорокин, став в одночасье первым парнем на деревне, еще долго вспоминал непредсказуемость бригадира.

В благодарность он провел всю оставшуюся жизнь в мастерских, шлифуя знания по ремонту техники. Таких самостийных инженеров Манхарт вырастил не один десяток. Всего через год вместо палаток на разъезде Белоноговском стоял уже добрый десяток рубленых бараков. На месте одного из них сегодня расположен краеведческий музей Серышевского района.

Крестьяне окрестных деревень долго не могли переступить через собственные стереотипы и решиться на отказ от лошадей. Специально приезжали на Белоноговский и удивлялись тому факту, что поле, на пахоту которого требовалась неделя, облагораживалось в течение полудня. Считается, что переломный момент в сознании местного крестьянства наступил после появления в механизаторских бараках электрического света.

По инициативе Манхарта здесь было оборудована своя электростанция, тоже первая на Дальнем Востоке, и радиоузел. Гусеничные тракторы, выписанные из Германии, в 1931 году были переданы в колхозный батальон воинской части, дислоцирующейся в селе Красная Поляна, а МТС получила 50 тракторов отечественного производства.

В 1933 году при МТС были открыты мастерские по ремонту тракторов, и в то время там работало 60-70 человек. В 1941 году МТС была реорганизована в ремонтный завод. К тому времени уже насчитывалось до 80 тракторов, 10 автомашин. МТС сыграла важную роль в переустройстве села.

Время шло, все изменялось, открывались новые станции. Так на базе Пушкинской МТС была открыта Серышевская ремонтно-техническая станция.

Из воспоминаний работников. Ю.В. Горий: "Работать на ремонтную станцию я пришел в 1970 году, в

то время мастерской руководил Геннадий Тихонович Корнюшин. Мастерская расширялась, появлялись новые цеха. Одним из таких был электроцех, где перематывали моторы, глубинные насосы, ремонтировали стартеры, генераторы, сварочные аппараты. За год перематывалось более тысячи моторов.

К 1985 году появился свой автопарк, в наличии было 60 грузовых и 30 легковых машин, появилась комбайновая мастерская, на территории нынешнего стадиона "Богатырь" располагалась станция техобслуживания. На тот момент, также за год, ремонтировали больше двухсот комбайнов и четырехсот двадцати тракторов, не считая того, сколько техники ремонтировалось в полях во время весенне-осеннего периода работы. Была и своя столовая.

Станция животноводства. На самой станции ремонтировали доильные аппараты, а в основном работники были выездные. Всего во всех цехах вместе работали 430 человек, из них постоянных рабочих было 300 человек.

Работники от организации получали квартиры, если была такая надобность. Всего в ведомстве "Сельхозтехники", так она стала называться после нескольких реорганизаций, было 260 квартир и домов.

На предприятии трудились целые династии, к примеру, Цыкины, Ткаченко, Гамаевы, Смолич, Якименко. Возглавляли в разные годы: В.И. Горбатюк, В.М. Михайлов, А.М. Басов, Ю.П. Щедрин, Б.М. Смолин, А.М. Корниенко, Ю.В. Горий. З.А. Верхогляд была экономистом, Н.П. Деркач и Л.И. Данилова – главные бухгалтеры, Л.Д. Смолич – юрист-консультант, Н.П. Захарова – парторг".

Л.Д. Смолич: "С 1967 по 1976 год я работала слесарем по ремонту электродвигателей в электроцехе. Но так сложились обстоятельства, что мне пришлось уйти. Работала, в детском саду, была секретарем исполкома поселкового Совета народных депутатов, директором типографии.

В 1985 году вернулась на предприятие юристом-консультантом и проработала до самого последнего дня его существования, сокращала себя сама же самой последней.

Работать в "Сельхозтехнике" мне очень нравилось и хотелось ходить на работу. Коллектив был веселый, дружный. У нас был свой духовой оркестр, музыкальная группа, часто ездили, выступали, принимали участие на ВДНХ, различных митингах, шествиях, парадах.

Отмечали праздники в своей столовой, организовывали конкурсы, викторины, а как справляли Новый год, это вообще отдельная история. Наряжались и стар и млад, водили хороводы, пели песни, устраивали различные представления, разыгрывали беспроигрышные лотереи и многое другое. Одним словом, коллектив был как одна большая семья!

Жалко было, что такое огромное предприятие, которое было организовано еще в конце двадцатых годов прошлого века, распалось, как карточный домик, более четырехсот человек разом потеряли работу, а район и область потеряли возможность ремонтировать технику".

Сегодня на месте бывшей "Сельхозтехники" - пункт ремонта автомобилей.

На снимках внизу: на параде Победы 9 мая 1975 года; Ю.В. Горий.

Автор: Подготовила Н. Петрова. (частично по материалам музея).

По этой теме: 160 лет образования Амурской области

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1705

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика