с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Говоря проще, и более применительно к жизни, имеется в виду создание условий для школьного образования и развития детям с погрешностями в здоровье. И это вовсе не отвлеченная задача, она решается здесь и сейчас, а актуальность ее подтверждается тем, что речь идет о конкретных детях, которым эта помощь требуется.
Для них, их родителей и родных, и родственников тех ребят с проблемами здоровья, которые только готовятся пойти в детсад или школу, "доступная среда" - не пустой звук, это словосочетание наполнено делами. Какими именно – об этом наша беседа с заместителем начальника отдела образования администрации района Е.Л. Назаровой.
Только цифры. В настоящее время в дошкольных образовательных организациях района воспитываются 1056 детей, из них 10 детей (0,9 %) являются инвалидами и имеют заболевания: ДЦП, синдром Дауна, заболевание крови и опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра.
-Елена Леонидовна, первый вопрос – необходимый, во всех смыслах: насколько вообще для нашего района актуальны шаги, действия, предпринимаемые в рамках "доступной среды"? Возможно ли назвать их простым выполнением распоряжений свыше?
-Ни в коем случае.
В 7 образовательных организациях Серышевского района в настоящее время обучаются 194 ребенка (6 % от общего числа обучающихся) с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе 96 имеют статус ребенка-инвалида. В 2016 г. таких детей в районе было 171, в 2015 - 151.
Только за период с 1 сентября 2017 г. до настоящего времени число детей-инвалидов и детей с ОВЗ возросло на 15 человек.
Дети данной категории имеют особенности физического, психического или интеллектуального развития различной степени:
- врожденные или приобретенные нарушения опорно-двигательного аппарата (11 чел.);
- нарушение зрения (4 чел.);
- нарушение слуха (3 чел.);
- нарушения аутистического спектра (1 чел.);
- тяжелые нарушения речи (1 чел.);
- задержка психического развития (62 чел.);
- интеллектуальная недостаточность, умственный дефект (99 чел.).
- другие заболевания: сахарный диабет, заболевания крови, сердечно-сосудистой системы (13 чел.)
За последние три года увеличилось на 14 человек количество детей, имеющих задержку психического развития, интеллектуальную недостаточность – на 21 чел.
163 ребенка с ОВЗ включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками в общеобразовательных школах, по адаптированным общеобразовательным программам с учетом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей (согласно заключениям территориальной или центральной психолого-медико-педагогических комиссий), с использованием специальных учебников, учебных пособий, дидактических материалов в соответствии с программой. Для 29 детей с ОВЗ по медицинским показаниям организовано обучение на дому, 2 ученика получают образование дистанционно.
-Понятие "доступная среда" включает в себя, в частности, наличие оборудованных помещений, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. Что из перечисленного обеспечено в нашем районе?
-Возьмем для примера детский сад № 7 пгт Серышево: там созданы оптимальные организационно-педагогические условия направленные на полноценное и эффективное получение дошкольного образования всеми воспитанниками ДОО. В штатном расписании имеются учитель-логопед и педагог-психолог, которые проводят диагностику развития детей дошкольного возраста, оказывают коррекционную помощь на основе специальных психолого-педагогических подходов. В структурных подразделениях детских садах № 3 и № 6 школы № 2 пгт Серышево имеются 0,5 ставки – педагога-психолога и 0,5 ставки учителя-логопеда.
-Создание "безбарьерной среды" - основное условие включения ребенка с ОВЗ в образовательное пространство. Знаю, что в нашем районе, в соответствии с разработанной "дорожной картой", в последние годы сделано немало. Что конкретно?
-С 2012 г. в рамках муниципальной программы "Профилактика правонарушений, терроризма и экстремизма, а также реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов на территории Серышевского района в 2014 – 2020 гг." реализуется комплекс мероприятий по физической доступности объектов образования.
В 2012 г. обустроены пандусы в школах №1 и №2 пгт Серышево на сумму 202,452 тыс. руб.
В 2013 г. – пандусы в школах с. Томское, с. Казанка, школе ст. Арга на сумму 272,547 тыс. руб.
В 2014 г. на адаптацию объектов образования запланировано и освоено 1193 тыс. руб.: в школе № 1 пгт Серышево приобретены киоск информационный настенный, беговая строка, информационный тактильный знак, устройство бетонного тротуара. В школе № 2 пгт Серышево приобретены мобильный лестничный подъемник, электродвигатель к мобильному лестничному подъемнику, электронное табло, тактильная плитка, защитное противоскользящее облицовочное устройство. В школе с. Томское приобретены пандус перекатной, тактильная плитка. В школе с. Сосновка установлены пандус металлический, дверь металлическая. В детский сад № 6 пгт Серышево приобретены информационные знаки, беспроводная система вызова, поручни.
В 2015 г. установлены пандусы в школах с. Лермонтово, с. Лебяжье.
В 2017 г. на мероприятия по "доступной среде" в образовательных организациях выделено и освоено 104,1 тыс. руб. В школе с. Сосновка установлена беспроводная система вызова помощника "Пульсар", приобретены 6 табличек – тактильная пиктограмма, 3 знака доступности, установлены поручни в санитарной комнате, произведено бетонирование тротуара, в школе с. Томское приобретена рельефно-точечная вывеска.
Образовательные программы во всех организациях реализуются с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей, с учетом мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации (абилитации) ребенка-инвалида. Обеспечена возможность освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Используются вариативные формы и методы организации учебной и внеурочной работы.
Например, для 4 обучающихся школ № 1 и с. Томское установлены 4 ученических комплекта оборудования для получения образования дистанционно, кроме обучения по основным предметам дети занимаются по дополнительным курсам "Информатика и ИКТ". Выпускница школы №1, используя технические возможности оборудования, успешно училась, через сеть интернет она сотрудничала с областным союзом писателей, куда отправляла свои сочинения, имела возможность получить профессиональную оценку своих трудов, активно принимала участие в дистанционной олимпиаде "Инфоурок", в школьном конкурсе "Ученик года". На сегодняшний день девушка обучается дистанционно в Московском юридическом колледже.
В пяти образовательных организациях: школах № 1 и № 2 пгт Серышево, с. Томское, с. Новосергеевка, с. Сосновка и двух филиалах: в с. Казанка и ст. Арга 45 педагогов обучают 29 детей индивидуально на дому.
В целом, учитывая увеличение численности детей с ОВЗ, нуждающихся в коррекции, перспективным будет создание коррекционного класса на базе хотя бы одной школы поселка, адаптированной к работе с такими детьми.
-Образовательные программы для ребят с ОВЗ, хотя они и учатся в обычных классах, отличаются от тех, что даются основной массе учеников?
-Конечно. Более гибкий подход к преподаванию и обучению обеспечивается за счет адаптированных образовательных программ начального и основного общего образования детей с задержкой психического развития (62 чел.) и для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями – 99 чел.). В школе № 1 реализуется программа для детей с расстройствами аутистического спектра.
В реализации адаптированных программ обучения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха, зрения обучающиеся не нуждаются, так как имеют ограничения, позволяющие им обучаться по основной общеобразовательной программе с учетом их индивидуальных возможностей.
11 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучаются по основной общеобразовательной программе. В школах № 1 и № 2 пгт Серышево 2 педагога имеют квалификацию по адаптивной физической культуре.
-Для того чтобы работать с такими детьми, учителя проходят какую-то отдельную подготовку?
-Да, специальную подготовку к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивной практики можно получить на базе ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития образования. В 2017/18 гг. ее прошли 148 педагогов района, что составляет 37,3 % от их общего количества.
-Елена Леонидовна, а каким образом осуществляется контроль за работой в школах с такими особенными учениками, его ведь не может не быть?
- Безусловно, он есть, но слово "контроль" в данном случае мы не употребляем: это комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.
Обеспечение психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательных организациях осуществляется в рамках работы территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Серышевского района, созданной на основании постановления главы района от 05.03. 2015 № 96. В состав комиссии входят: председатель ПМПК, секретарь, педагог-психолог, педагог-логопед, социальный педагог, врач-психиатр, врач-педиатр, детский врач-невролог, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог. В 2017 г. на комиссии "рассмотрено" 143 ребенка, в 1 квартале 2018 г. – 20 детей. В сентябре уже записалось 22 человека.
-Спасибо, Елена Леонидовна, за подробные ответы. И сразу уточню, с Вашего разрешения для наших читателей: за присмотр и уход за детьми-инвалидами, обучающимися в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.