и последовавшим передвижкам в политической жизни страны, такой разговор стал прямой необходимостью. Вопрос о том, какие, по его мнению, моменты в этом программном заявлении наиболее важны в наших реалиях, для нашей местности и условий, я задала главе администрации Серышевского района О.В. Кирдуну первым, и вот что ответил Олег Владимирович:
-Люди - главное, это основной двигатель любого прогресса, и то, что было сказано Президентом о демографии и мерах, которые, на сегодня, уже принимаются для изменения ситуации в этой сфере - это основа. Все остальное, как бы весомо ни было, только обрамление этой основы. Для нас, жителей района, важны и пособия семьям, и питание школьников, и строительство детских садов. Школа №1 в поселке давно ждет расширения. Президент говорил о творчестве - для нас это детская школа искусств, которая будет построена в пгт Серышево и станет многофункциональным культурным центром.
И, конечно же, еще один важнейший посыл, это государственное строительство, конкретно – расширение полномочий местного самоуправления, о чем тоже было сказано в Послании. Этот вопрос уже обсуждался на состоявшейся 17 января встрече глав городов и районов с губернатором В.А. Орловым.
- На планерках, совещаниях Вы часто поднимаете вопросы о том, насколько выгодно для бюджета поселения распоряжаются муниципальным имуществом в наших селах и поселке; но экономическая целесообразность - это вопрос не только имущественный, но и организационный. Идеи объединения некоторых муниципалитетов витают в воздухе; насколько они реальны?
-Вопрос правильный, но в ближайшие два года речь об объединении не идет и, вероятнее всего, никаких объединений сельсоветов уже не будет. Недавно вступил в действие закон о муниципальных округах и возможности, которые он дает, предпочтительнее простого объединения территорий. Создание этого нового вида муниципалитетов позволит сократить расходы на содержание местных депутатов и администраций.
Но, говоря прямо, для нас важнее в этом даже не финансовая составляющая, а кадровая. В селах острейший дефицит специалистов с образованием, которые могли бы работать в администрациях поселений; в большинстве случаев очень трудно формируется депутатский корпус - никто не хочет выдвигать свою кандидатуру, а хуже всего, когда приходится сталкиваться с отсутствием людей, готовых и способных возглавить сельский муниципалитет.
Яркий пример слабости депутатского корпуса и, как следствие, фактического безвластия в поселении - Большесазанский сельсовет, там второй год не могут избрать главу; в итоге - муниципалитет не участвует ни в каких программах, а это в сегодняшних условиях финансирования означает буквально остаться за бортом жизни.
К преимуществам муниципального округа можно отнести и упрощённую схему управления территорией, консолидированный бюджет, а также передачу ответственности за осуществление местного самоуправления на более высокий уровень.
В муниципальном округене будет никаких поселений - будут населенные пункты, без статуса муниципального образования.
Меняется и система управления в муниципальном округе. Главы поселений переходят в статус не избранных должностных лиц, а муниципальных служащих, на них распространяется иной закон, они входят в территориальную структуру управления муниципального округа. У них убавится бумажной работы, не будет необходимости в создании большого кабинета с множеством сотрудников.
В области два муниципальных района, Белогорский и Ромненский, первыми испытают на себе закон о муниципальных округах - сменят свой статус. Посмотрим на результат, а потом уже будем принимать решения сообразно интересам своего района.
-Продолжая вопрос разумного распоряжения финансами: программа инициативного бюджетирования, поначалу воспринятая настороженно, в итоге пришлась "по вкусу" нашим сельсоветам, некоторые участвуют в конкурсе уже во второй раз. Но идеи, предлагаемые к воплощению, в разных селах практически не отличаются; только казанцы выбились из наезженной колеи со своим предложением облагородить местное озеро...
Как вы думаете, почему жители наших сел не идут дальше сооружения детских площадок?
-Выбор точки приложения сил и средств - это выбор жителей сел, едва ли я вправе как-то его комментировать, хотя согласен не всегда и не со всем. Но одно замечание высказать считаю необходимым. На собрания граждан, с которых, собственно, и начинается работа по включению в программу инициативного бюджетирования, ходит слишком мало людей. Это вообще проблема сегодня - невозможно собрать не то что всех, даже половину, а иногда и треть жителей сел ни по какому поводу. И вот это самоустранение приводит, в конечном итоге, к недовольству одних граждан решением и выбором других, хотя, по правилам, и первое, и второе должно быть совместным, без последующих вопросов - "кто это придумал"?
По поводу новых идей. Хорошая, прагматичная в лучшем смысле этого слова идея реализована в Ударном - запуск водяной скважины, тем более, что в свое время деньги были выделены для её ремонта, только до "ума" его не довели. Вот это действительно важное дело для всего населения Ударного, хотя и не с первого раза завершенное. Сначала недобросовестный подрядчик туда зашел, какой ни попадя сколотил забор, будку кривую поставил, никакого подъезда к скважине не оборудовал... Пришлось срочно менять подрядчика, сейчас там все работы благополучно завершены.
В этом году у многих в приоритете ремонты клубов. Например, в Новосергеевском сельсовете - клуба в Рождественке. Насколько это оправданно экономически, да и социально тоже, можно поспорить.
Допустим, в таких селах, как Широкий Лог, Лиманное, ведь не просматривается никаких перспектив: рождаемость минимальная, зато заметный отток населения. Клубы и ДК, которые остались там с советского времени, и тогда, при несравнимо большем числе сельских жителей, часто строились "с запасом", на перспективу; сейчас же это невостребованные целиком, зато требующие больших затрат на свое содержание колоссы – память о том, что было. С практической точки зрения эти огромные здания стали нефункциональны.
Это и Борисполь, и Широкий Лог, и даже Павловка – там здание клуба невелико, но и посещаемость … единицы, не считая сотрудников культуры. Стулья, и те зачехленные стоят.
Заметьте, я совсем не призываю все закрыть и забыть – я говорю лишь о хозяйском подходе к организации культурного обслуживания. В том же Широком Логу была возможность взять в собственность – безвозмездно – здание бывшей конторы СПК "Широкологский", вложиться в его оборудование средствами того же инициативного бюджетирования, и получить небольшое, уютное место для досуга и старого, и малого. А так – через одно здание клуба или наполовину заброшено, или отдано под склад, а все это деньги, которые уходят в никуда.
И это не только о клубах сказать можно, нет: и гаражи бывшие колхозно-совхозные стоят пустуют годами, а на содержание – вынь да положь, и другие объекты. Разве это хозяйский подход? Но главы, депутаты сельских Советов (не все, понятно) за старинку крепко держатся, да денег требуют добавить – хотя, как видим, они у них под ногами лежат.
-2019 год порадовал количеством торжественных открытий объектов спорта и культуры - и отремонтированных, и построенных с нуля. Ждем ли подобных радостных новостей в 2020?
-Хорошее нужно ждать всегда, и не просто ждать, но и прилагать все усилия для его осуществления, какие потребуются. Ожидаем начала строительства в сентябре школы искусств; инженерно-геодезические изыскания на месте строительства проведены, проектно-сметная документация сделана, подрядчик определен.
Также завершены изыскания для сооружения путепровода - автомобильного моста через Транссиб; проектно-сметная документация будет подготовлена к концу текущего года и выполнена за счет средств областного бюджета - это последняя информация из правительства области. Наконец-то это дело сдвинулось с мертвой точки, и можно надеяться, что будет доведено до завершения в обозримом будущем.
Далее, строительство двух фельдшерско-акушерских пунктов, в Арге и Введеновке; кроме того, недавно приняли решение включить, если появится такая возможность, в план и строительство ФАПа в Белоногово: село многолюдное, полторы тысячи человек, а медик принимает в аварийном, фактически, помещении.
ДК в с. Поляна включен в план капремонта на 2021 год; все документы подготовлены. Пусть и год еще ждать, а новость все же хорошая.
-Куда мы без сельского хозяйства? После АЧС и вступления в действие требований забоя скота на специализированных бойнях, обострилась ситуация по обеспечению населения мясом. Меньше его, как будто, не стало, но цены – даже на нашей районной пятничной сельскохозяйственной ярмарке они поднимаются еженедельно. Что дальше? Можете прокомментировать – чего ожидать?
- Требования к забою скота возникли не вчера – они прописаны еще в 2014 г. Но, как водится, времени на раскачку все равно оказалось недостаточно, поэтому некоторая напряженность имеет место.
Что делается для ее ослабления. Со дня на день в Томском на базе ИП Отарян откроется лицензированный пункт забоя скота, отвечающий всем нормам и требованиям, работы по его оборудованию подходят к завершению. Этот пункт будет оказывать услуги и частникам. Порядок такой: ветврач осмотрит живую скотинку, даст сопроводительный документ; везешь на бойню, там ставят клеймо на мясо, и опять в ветслужбу, уже на мясо тебе дадут документ. Это – если скот забит на продажу, если "для себя", на свои нужды – ничего пока не требуется.
Понятно, что весь район в Томское не наездится, поэтому пытаемся организовать еще один такой пункт в Новосергеевке, через создание сельскохозяйственного кооператива. Это все, повторюсь, актуально для хозяев, торгующих мясом. Вступить в кооператив может любой хозяин личного подсобного хозяйства; все, что от него потребуется, это выписка из похозяйственной книги, остальным займется НКО (некоммерческая организация) в Благовещенске, специально созданная.
Не будем забывать и о растениеводстве, о том, что нам поставлены задачи по увеличению урожайности зерновых и сои; в том числе, на 2020 год доведены контрольные цифры. Раньше этого не делалось, но в связи с тем, что область к 2024 г. должна выдать на –гора столько-то сои и зерна, задачи поставлены всем. И, говоря прямо,у меня по этому поводу голова болит. Ладно, 2020 год – тут пока и цифры небольшие, но чтобы достичь требуемого уровня через четыре года, нужны капитальные вложения, от этого будет зависеть и бюджет района! От выполнения показателей. А бюджет области - в прямой зависимости от того, как область справится с поставленной задачей. Средства будут давать и на социальную сферу, и на прочее.
Государство требует от нас сою и зерно. А животноводство, мясное, в частности, какая его ждет судьба? Тут много вопросов, и от их решения зависит жизнь на селе.
Есть предложение, чтобы господдержка, которую получают сельхозтоваропроизводители, тесно увязывалась с контрольными показателями, которых должен достичь район; во-первых, это, как минимум, справедливо; во-вторых, без этой связки поставленные задачи невыполнимы.
Еще один нюанс, притом важнейший - контрольные показатели выставлены без учета того, что почвы у нас кислые, и без химической мелиорации, "раскисления" соответствующими минеральными удобрениями, ни рывка в урожайности, ни плавного её наращивания не получится. Для примера: к 2024 г. Серышевский район должен довести урожайность зерновых культур до 29 центнеров с гектара. Это и вообще очень сложно, за такой минимальный срок, а без "раскисления" почв практически невыполнимо. Поэтому отделом сельского хозяйства подготовлено письмо в амурский минсельхоз, с просьбой учесть качество почвы и откорректировать контрольные показатели урожайности для Серышевского района.
-Дороги - это то, о чем "болит голова" у всех жителей нашего района - и у водителей, и у пассажиров. Когда ГКУ АО "Амурупрадор" выполнит свои обязанности и отремонтирует дороги, находящиеся в областной собственности?
-За его руководителей я ответить не могу, могу лишь поделиться последней информацией по этому поводу. Перечень дорог регионального значения, требующих вмешательства, составлен давно. Это автодороги Серышево - Введеновка, Серышево - Белогорск, несколько участков на автодороге Серышево-Украинка, Украинка - Верное, Серышево -Большая Сазанка, центральные улицы сел Тавричанка и Ударное, Серышево - Поляна от ж/д переезда.
ОАО "Транснефть", большегрузы которой в ходе строительства НПС - 26 разбили вдребезги немало дорожных участков по району, перечислила в бюджет области на покрытие ущерба 100 млн. руб., поэтому есть основания надеяться, что с наступлением тепла ремонт дорог начнется.
Со своей стороны, для обслуживания муниципальных автодорог район приобретает в лизинг несколько грейдеров, они будут закреплены за МУП "Автомобилист". Таким же порядком покупаем 3 автобуса, тоже для муниципального предприятия.
-Последними известиями о сфере обращения с ТКО (твердыми коммунальными отходами) были новости о выделении району более 4 млн. руб. на оборудование контейнерных площадок. Как вы оцениваете ситуацию с вывозом мусора на сегодня? Пик организационных проблем преодолен?
- В целом, преодолён. В 2019 году, для обеспечений централизованного сбора ТКО в частном секторе, приобретено 596 контейнеров, оборудовано 265 контейнерных площадок. Определен график вывоза ТКО по населенным пунктам. Дополнительные средства также будут направлены на оборудование площадок, т.к. с 2020 года планируется поэтапное введение раздельного сбора мусора и установка контейнеров определенной цветовой индикации, соответствующей разным видам отходов.
- За рамками нашего разговора остается социальный блок - образование, культура, спорт, по той причине, что они очень плотно освещаются в районной газете и соцсетях и, кроме того, мы еще не раз обратимся к ситуации и мероприятиям в этих сферах как раз в связи с реализацией Послания Президента РФ Федеральному Собранию. Благодарю Вас за беседу.