Об истории одной репрессированной семьи по фамилии Воблые, предков своего мужа Петра Кузьмина, рассказывает Любовь Кузьмина
из Цыганова.
Уже более десяти лет назад родственники моего мужа из-под Полтавы начали разыскивать потомков своих родных, сосланных в Сибирь, - в Богословку нашего Зырянского района. Они делали запросы в Богословский сельский совет, в Зырянский архив, но никто им не ответил. И только три года назад, в 2014 году, благодаря отзывчивым людям Воблые с Полтавы всё же нашли в Сибири внуков и правнуков сосланного деда и прадеда Фёдора Воблого и его жены Пелагеи.
Фёдор Васильевич Воблый с 1920 года был священником в селе Весёлое Полтавской губернии. Как известно, после революции представители духовенства первыми подверглись репрессиям. Вот и Фёдора Васильевича первый раз арестовали в 1930 году и приговорили к шести месяцам тюрьмы, но затем оправдали. Через год его арестовали во второй раз и на этот раз выслали с Украины в Западно-Сибирский край, в село Богословку Зырянского района. В 1934 году к нему приехала жена Пелагея вместе с тремя дочерьми. В марте того же 1934 года отцу Фёдору местные власти разрешили зарегистрировать в Богословке православную общину. Священник вёл службы в Богословской церкви Святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. По воспоминаниям старожилов, это была одна из красивейших церквей в нашем районе, на службы приезжали жители соседних сёл. Но в 1936 году церковь закрыли, сняли с неё семь куполов, а в храме разместили … клуб. Тогда отца Фёдора арестовали в третий раз, обвинив в контрреволюционной деятельности, и приговорили к расстрелу. Приговор исполнили в Томске, в районе нынешнего Каштака. По словам очевидцев, отцу Фёдору предлагали отказаться от веры, обещав отменить приговор. Он выбрал веру.
Вскоре арестовали и его жену Пелагею Михайловну, якобы за агитацию против советской власти. Ее приговорили к 8 годам лагерей. Дочки Пелагеи и Фёдора остались одни, младшей было шесть, средней - восемь, а старшей - десять лет. Как они выжили, как не умерли от холода и голода? Выжили благодаря односельчанам. Сёстры Клавдия, Неонила и Александра дожили до преклонных лет и всегда с благодарностью вспоминали богословцев, которые помогли им выжить - приносили продукты. Девочки и сами боролись за жизнь, как могли. Сёстры собирали сучья в лесу, этим и топились, нанимались на работу за питание.
Через восемь лет из лагерей вернулась их мать, выдала дочек замуж и даже дождалась внуков. Старшая Клавдия после войны познакомилась на лесозаготовках с парнем из Асиновского района и уехала с ним. Средняя Неонила и младшая Александра окончили курсы бухгалтеров. Александра до самой пенсии работала по специальности в Богословском колхозе, вышла замуж она за бывшего фронтовика, танкиста Ивана Степановича Уразова. Умерла она в 1995 году, похоронена в Богословке. Неонила Воблая - мама моего мужа и моя свекровь - после курсов бухгалтеров работала в Цыганове учётчицей, продавцом, завклубом, дояркой. Вместе с мужем, участником войны Михаилом Кузьминым, она вырастила четверых детей. Все три сестры Воблые были очень трудолюбивыми, вели большое хозяйство, занимались огородом. Богословские старожилы до сих пор помнят сестёр и называют их не иначе, как поповские дочки.
А вот о родственниках с Украины сестры и их дети долгие годы ничего не знали. Хотя мы писали в село Веселое Полтавской области, и родные с Украины, как выяснилось, тоже посылали запросы в наш район. На Украине оставались братья и сёстры Фёдора Воблого. Однажды, потеряв всякую надежду, семья Воблых с Украины обратились к знакомому офицеру в отставке Евгению Ларину, который к тому времени жил в Томске. Было это в 2014 году. Они попросили его доехать до Богословки и попробовать отыскать там хоть какие-то следы их родных. Когда мужчина прибыл в Богословку, он спросил у первого встречного, не знает ли тот кого-либо из потомков сосланной семьи Воблых. К чести этого встречного житель села сразу направил его в одну из семей богословских старожилов, которые знали и помнили поповских дочек. Затем Евгений Ларин заехал к нам, в Цыганово. К этому времени поповские дочки, как звали их богословцы, уже умерли. Наша мама и бабушка Неонила Кузьмина всего год не дожила до этого. Мы же стали знакомиться и общаться с предками семьи Воблых через интернет. Наша дочка встретилась с украинскими родственниками в Крыму. От них мы узнали, что от репрессий пострадал и старший брат Фёдора Воблого - Алексей Васильевич Воблый. Он служил псаломщиком и был учителем церковно-приходской школы села Волошнивка той же Полтавской губернии. В 1937 году его арестовали, вызвали на допрос, и с тех пор его больше никто не видел. А вот его жена и сын Василий остались живы. В 1938 году церковь в Волошнивке закрыли по причине ветхости, а 2016 году восстановили. Во время репрессий на Украине пострадали и две сестры Федора Воблого - одну расстреляли за "контрреволюционную деятельность", вторую лишили избирательных прав.
В 1989 году братья Воблые были реабилитированы, а иерей Фёдор Воблый был причислен к лику новомучеников и исповедников как пострадавший во время послереволюционных гонений на русскую Православную церковь. Украинский историк Пётр Лелюк, работая в архивах, заинтересовался судьбой этой семьи и начал разыскивать потомков. Сначала на Украине он нашёл внука Алексея Васильевича Воблого, тоже Алексея, затем родственников в Сибири. Общими усилиями потомков составлено генеалогическое древо семьи Воблых. Сейчас Пётр Лелюк пишет книгу о трагической истории этого рода.