Знаете ли вы, что к такому природному явлению, как гроза, можно прикоснуться руками, а постояв под дождем, нисколько не промокнуть. Не верите? Это чистая правда. Эти и другие чудеса происходят в стенах Зырянской начальной школы, точнее, в ее сенсорной комнате - комнате психологической разгрузки, оснащенной современным интерактивным оборудованием.
- Когда в нашей школе появилось это оборудова-ние, планировалось, что это будет сенсорная комната, и только, - рассказывает дефектолог школы Валентина Викторовна Баринова. - Но учебный процесс внес свои коррективы. Площадей для всех наших ребят в школе не хватает, поэтому в первую смену в этом кабинете занимаются мои пятиклассники, а после обеда я в нем работаю с другими ребятами, но уже как дефектолог...
Сенсорная комната в школе детям просто необходима. Их неокрепшая психика не способна самостоятельно противостоять внешнему воздействию. Впитывая, как губка, окружающую среду, ребенок нуждается в снятии избыточного напряжения и негативного влияния. Возможность время от времени посещать сенсорную комнату была предоставлена зырянским школьникам два года назад: в рамках государственной программы РФ "Доступная среда" было получено необходимое оборудование для сенсорной комнаты.
На днях корреспондентам "Сельской правды" краем глаза удалось посмотреть, что представляет собой групповое занятие, проходившее в сенсорной комнате. Увиденное впечатлило. Теперь понятно, почему на занятия к дефектологу мальчишки и девчонки идут с удовольствием. Ведь в сенсорной комнате чувствуешь себя, словно в гостях у волшебника. Один только фиброоптический модуль "Гроза" чего стоит! Включенный модуль имитирует приближающуюся грозу - с молниями, раскатами грома и струящимся дождем. Но гроза эта не пугает детей, наоборот, она благоприятно влияет на самочувствие и настроение, снимает накопившийся стресс, снижает чрезмерное напряжение. Ребятишки с радостью встают под "дождь" и следят, как нарастает природное явление. Притягивает взгляд сухой бассейн, в нем ребятишки “купаются” с удовольствием и восторгом. А потом, удобно расположившись на пуфиках, которые способствуют расслаблению и точечному массажу, можно просто помечтать и подумать.
- Ещё мы очень много времени уделяем развитию мелкой моторики, - продолжает Валентина Викторовна. - Потому что сейчас детям не хватает тактильного разнообразия. Это раньше детям нужно было и шнурки завязывать, и помогать маме со стиркой и уборкой, шить, вязать и вышивать, пилить, строгать и вырубать. Сейчас все богатство тактильных ощущений сводится к экрану планшета. А между тем, развитие мелкой моторики у детей укрепляет не только пальцы и кисть, но и влияет на формирование головного мозга и становление речи. Поэтому на занятиях мы часто используем пластилин, краски, кисточки, карандаши, ножницы, клей, цветную бумагу и картон, собираем пазлы, конструктор и даже шьем…
А еще регулярно ребята топчутся по массажным коврикам, предназначенным для профилактики и лечения плоскостопия, для активизации разных точек на ступнях ног. Уроки же иногда и вовсе проходят "на ногах". Для этого здесь есть специальные столы, позволяющие выполнять письменные задания стоя. Немало здесь и оборудования, по большей части интерактивного, предназначенного для развития воображения и мышления.
- Все это в целом позволяет мне мягко работать со своими подопечными, - говорит Валентина Викторовна. - Сенсорные комнаты имеют одну-единственную цель - помочь обрести личную гармонию и гармонию с окружающим миром, восстановить душевное равновесие, укрепить нервную систему. Сенсорная комната призвана дарить ощущение безопасности и безмятежность, спокойствие и радость. Комплексное воздействие на нервную систему и чувства особенно необходимо детям с проблемами в развитии. Дети, страдающие потерей внимания и сниженным интересом, в сенсорной комнате получают заряд энергии, активизируют эмоциональный фон. Веселые упражнения и занятия в окружении ярких красок и меняющихся картинок, веселых игровых консолей пробуждают интерес к познанию и обучению…
Получается, что, играя под руководством педагога, ребята, сами того не замечая, укрепляют свое здоровье, корректируют отклонения в познавательной деятельности. Это игра с большим позитивом, несущая большой энергетический положительный заряд.