Но прежде чем расспрашивать майора Иванова о годах учебы и службы, мы ему задали вопрос, волнующий многих россиян, относительно нашей безопасности.
- Анатолий Александрович, как Вы считаете, сегодня небо над морскими просторами России благодаря морской авиации ВМФ находится под надёжным контролем?
Анатолий Александрович ответил нам на это утвердительно. Об этом говорит и сама действительность. И, в частности, такой факт, как перехваты нашими лётчиками иностранных военных самолётов в непосредственной близости от границ РФ. И главными виновниками торжества здесь являются именно пилоты морской авиации. Так что, мы с вами можем спать спокойно.
- Я и не подозревал, что буду служить на флоте, поскольку Иркутское училище - сухопутное, - рассказывает о себе Анатолий Александрович. - Но по распределению не только меня, а целую половину нашего отделения направили служить в военно-морскую авиацию. Было это в 1977 году. Попал я на Краснознаменный Черноморский флот в город-герой Севастополь. По прибытию получил назначение в гарнизон Кача, в военно-транспортный полк по обеспечению разнородных сил флота…
Кача находится в двадцати километрах от Севастополя, это утопающий в цветах и зелени парков поселок. Здесь стоит памятник гвардейцам-авиаторам, здесь местные жители ухаживают за братской могилой погибших в мае 1944 года при освобождении этой территории. Туристы, приезжающие отдыхать в Севастополь, в обязательном порядке посещают эти места, в которых воздух насквозь пропитан героизмом и мужеством.
В Каче Анатолий Иванов прослужил шесть лет, летал на самолетах АН-26. Правда, летать на них стал не сразу, пришлось некоторое время переучиваться, чтобы досконально знать этот тип самолетов. Вновь пришлось сдавать экзамены. Получив базовую программу, Анатолий стал самостоятельно летать в составе летного экипажа.
- Мы выполняли различные перевозки грузов, личного состава, десантирование морской пехоты, - продолжает Анатолий Иванов. - Мы обеспечивали флот разведданными в акватории Черного моря. А само море мне часто снится. Климат там, конечно же, особенный. Это отмечают все сибиряки…
В 70-е годы для большинства сельских ребят военная служба стала окном в большой новый мир. И шли, в основном, в авиационные училища. Их примеру последовал и Анатолий.
Все обстоятельства складывались в пользу семнадцатилетнего юноши, отправившегося самостоятельно поступать в Иркутское авиационное училище. Его детской мечте суждено было сбыться. Учиться же было весьма и весьма не просто, но настойчивого и терпеливого Анатолия это не пугало. У него ни разу не возникло желания все бросить и уехать домой, уткнуться в теплое мамино плечо. Тем более что Анатолий в далеком Иркутске был не один. Вместе с ним учился его земляк - Анатолий Голощапов.
По специальности Анатолий Александрович - борт-инженер, который в самолете следит за скоростью, запускает двигатели, управляет закрылками, шасси, топливной и гидросистемой. У борт-инженера - масса обязанностей. Сейчас, смеясь, он вспоминает, как в первый раз сел в самолет, как поначалу не мог следить за всеми приборами сразу. А потом все это показалось таким простым делом. Упорство в характере и спокойствие помогали Анатолию выполнять самые разные задания разной сложности. А после шестилетней службы на Черноморском флоте его переводят в город Североморск на Краснознаменный Северный флот.
- Город Североморск - это столица Северного флота, - рассказывает Анатолий Александрович. - Я попал в боевой авиационный полк дальнего действия. Здесь я летал на самолетах ИЛ-38. Это чисто морские самолеты. Мы выполняли боевые задачи по обеспечению сил Северного флота, по поиску подводных и надводных кораблей противника, их сопровождение. Ну, и проводили, конечно, разведку…
Не раз Анатолию Иванову приходилось выполнять боевые задачи на Ближнем Востоке, в Африке. Когда он говорил о Сирии, Ливии, Саудовской Аравии, Палестине, Иране, Ираке мы внимательно наблюдали за Анатолием Александровичем, вернее, за его мимикой и эмоциями. Но он, как всегда, был внешне спокоен, на его лице не дрогнул ни один мускул. А вот что творится у него в душе, нам остается только догадываться. Неужели он нисколько не переживает? Неужели ему совсем не было страшно?
- Волнуюсь и переживаю, как и все, - говорит Анатолий Александрович. - Только нас, офицеров, учили сдерживать эмоции, при любых обстоятельствах держать себя в руках. А страх для любого человека, даже военного, - нормальное явление. И я не вижу в этом ничего предосудительного. Страшно, когда теряешь своих боевых товарищей. Когда я служил в Крыму, у меня погиб в авиационной катастрофе друг, он разбился прямо на взлете. И перед моим уходом с Северного флота один из наших экипажей тоже погиб, но уже при посадке. Больно было смотреть на все это…
Североморск же буквально месяц назад был у нас у всех на слуху. По телевидению и в интернете то и дело обсуждали гибель четырнадцати подводников на секретной атомной подлодке.
- На моей памяти еще две трагедии, также связанные с подлодками, - говорит Анатолий Александрович. - Одна "ушла" в Атлантическом океане. Тогда, к счастью, экипажу судна удалось спастись. Не повезло только двоим - капитану третьего ранга и матросу. Они глушили реактор…
В спасении второй подлодки, терпящей бедствие, Анатолий Иванов принимал участие сам. Это было в апреле 1989 года. Тогда в семидесяти километрах от норвежского острова Медвежий затонула наша подлодка. Погибли сорок человек, тридцать восемь удалось спасти.
- Это был выходной день. Теплый, солнечный, - вспоминает Анатолий Иванов. - Нас, естественно, подняли по тревоге…
Все эти трагедии только подстегивали Анатолия быть более внимательным и щепетильным к мелочам в своей работе. Общий налет у него составил пять тысяч семьсот часов. Для боевой авиации эта цифра весьма внушительная. В целом служба была весьма напряженной, но, несмотря на это, Анатолий Александрович считает эти годы самыми интересными и счастливыми в своей жизни. Ему есть о чем вспомнить. Ему есть что рассказать ребятам, служившим в разные годы на флоте, с которыми он встретится 28 июля и которым желает попутного ветра удачи, свежего бриза перемен, голубого неба над головой, твердой уверенности на пути к успехам.
Досье
Анатолий Александрович Иванов
После окончания Зырянской средней школы поступил в Иркутское высшее военное авиационно-инженерное училище. Прошел путь от старшего бортового техника самолета АН-26 до бортового инженера-инструктора авиационной эскадрильи самолетов ИЛ-38. Потом был военным комиссаром Зырянского района. На заслуженный отдых ушел с должности главного специалиста по мобилизационной работе администрации района. Имеет множество наград.