Руками этих умельцев создаются настоящие произведения народного промысла: матрешки и неваляшки, сувенирные пасхальные яйца, расписные шкатулки, разделочные доски и многое другое.
Какова история семейного увлечения? Как создаются замечательные авторские работы? Об этом (и не только) и пойдет наш рассказ.
Равиль Юмангулов, имея за плечами художественное образование, много лет назад вплотную начал заниматься росписью пасхальных яиц. Каждый экземпляр, сделанный его руками – это не кустарная работа, а настоящее произведение искусства. Религиозные сюжеты и пейзажи с архитектурой прописаны добротно, прорисованы все детали, что придает изображениям все больше реалистичности. Художник рисует на яйцах реальные церкви – использует фотографии, изучает архивы.
Светлану Юмангулову в "матрешечное дело" привел муж Равиль. Светлана Ивановна – самородок, художественную школу не заканчивала, но интерес к рисованию у нее был всегда. А тут перестроечное время, отпуск по уходу за детьми – вот тут-то и начала помогать мужу, тем самым развивая свой талант. И вот уже более 15 лет серьезно занимается росписью матрешек (и не только).
Деревянные заготовки супруги уже много лет подряд закупают в Нижегородской области. Казалось бы, зачем ездить куда-то, ведь леса и так повсюду хватает, да и токарей при желании можно научить вытачивать необходимый образец. Но вот здесь и кроется главный секрет.
Выбирать древесину нужно очень внимательно и вдумчиво! Сырье должно быть мягким, но не "сыплющимся", не склонным к растрескиванию и смене цвета. Для работы лучше всего использовать просушенную липу – она является самым благодатным материалом. Древесину для изделий, как правило, заготавливают зимой или очень ранней весной, пока нет сильного движения сока. Выбрав дерево, его распиливают на бревна, с него снимают кору, оставляя несколько колец, а торцы замазывают глиной, чтобы дерево при высыхании не растрескивалось. Просушивают бревна в штабелях в течение двух или трех лет до определенной влажности в проветриваемом помещении или под навесом. Ко всему прочему, вытачивание заготовок (особенно для матрешек) требует от токаря сноровки и точности движений резца.
Вернемся к нашим умельцам. Изделия расписываются акварелью, гуашью или акриловыми красками, а поверх окрашенной поверхности наносится хороший лак. Определенного стиля росписи нет. "Берется что-то из хохломы, что-то – из гжели…так, как мне хотелось бы увидеть… Это, скорее всего, авторская работа", – признается Светлана Ивановна.
В творческом арсенале супругов – десятки произведений декоративно-прикладного искусства. И это не предел. Семья только начала обживаться на новом месте: существует еще множество нерешенных бытовых вопросов. А для занятий творчеством нужно и время, и специально отведенное место. Цена изделий зависит от размера и стоимости заготовки, сложности обрисовки: так, матрешку-магнит можно приобрести за 50 рублей, расписную шкатулку – за 500 рублей, но в ассортименте есть и более "весомые", дорогие экземпляры. Как говорится, товар – на любой вкус и цвет.
Пока супругам удается реализовывать свои работы лишь поштучно, но это лишь дело времени. "Мы переехали сюда недавно. Я пока здесь никаких контактов не имею. Будем стараться налаживать связь!" – прокомментировала Светлана Ивановна.
Эта семья – еще одно подтверждение тому, что талантливый человек нигде не пропадет. Пожелаем супругам Юмангуловым дальнейших творческих успехов, новых идей и планов, а также востребованности результатов их работы не только у нас, на неверкинской земле, но и далеко за ее пределами!