Я уже писал о том, как неузнаваемо изменилась за последнее десятилетие набережная Волги в Астрахани: берега оделись в бетон, выложена тротуарная плитка, красуются металлические ограждения со старинными фонарями. Вокруг зелень, цветы…
И вспомнились юные годы, проведенные до службы в Астрахани на Морском судостроительном заводе имени Сталина, который находится за Наримановским мостом.
Обшарпанные, выбитые тротуары. Мы, группа ПТУшников при заводском училище тащимся в столовку, где нас ожидают макароны или вермишель. После идем в заводские цеха практиковаться.
А вечером со своим другом Михаилом Лученко едем в трамвае № 1 на Татарбазар. Трясет, как при большой качке на волнах. На Татарбазаре – вечерняя школа. Здесь мы учились до 11 часов вечера. Потом, дрожа от холода, ждали свою "единичку". Она ходила через весь город – от центрального стадиона до завода им. 30-й годовщины Октября. Утром в трамвае было не протолкнуться, в автобусе "5" - тоже самое.
А само ГПТУ представляло из себя одноэтажное деревянное здание с тесными классными комнатами. Рядом, через автотрассу – сам завод. Метрах в ста от него стояли деревянные общежития. В них жили иногородние учащиеся. Нередко между будущими кузнецами, токарями, судосборщиками, токарями возникали …
Бывая теперь в местах своей молодости (это улица адмирала Нахимова, что ведет в аэропорт), не перестаю удивляться произошедшим переменам. Нет ни трамвайных путей, как и самих трамваев, пассажиры ездят в комфортабельных маршрутках, возведены прекрасные многоэтажные дома, офисы, построена автотрасса, тротуары покрыты плиткой.
Словно, не было здесь ничего в прошлом. И это хорошо, это радует душу и сердце. Хотя былого из головы не выкинешь...