По его словам, замечания недавно побывавшего в республике директора Департамента животноводства Минсельхоза РФ Харона Амерханова послужили ориентиром в вопросе развития животноводства.
"Амерханов указал на очевидные вещи, на наши ошибки, недоработки. Чтобы республика развивалась в этом направлении, нужна "дорожная карта", которой у нас не было. Сейчас она разработана, в мае представлена в Минсельхоз РФ", – сказал зампред. Также он отметил, что для стабильного развития животноводства в республике необходимо вести учет скота. Осложняется вопрос тем, что "вся скотина находится в частных руках". При этом, по словам Сабаткоева, она должна быть подконтрольна. Это даст возможность развивать в республике племенные хозяйства. В качестве примера первый вице-премьер привел Ардонский район, где возвращенные республике земли, находившиеся в пользовании местного сельхозпредприятия, будут распределены между жителями, содержащими скот. Это предприятие не по назначению использовало земли и не платило ни арендную плату, ни налоги. Здесь содержат скот нелегально, то есть поголовье не учтено.
После того как узнаем, сколько в республике скота, сможем говорить о развитии племенного дела. А точную цифру можно будет назвать в октябре-ноябре, когда животных переведут на стойловое содержание. И тогда поставим его на учет, чтобы субсидировать", – заключил первый вице-премьер.
Об отсутствии должного учета поголовья на сельхозпредприятиях, в фермерских хозяйствах, личных подворьях граждан говорится в республике давно. Эту тему поднимали и два бывших теперь уже министра сельского хозяйства и продовольствия. К сожалению, подвижек в этом деле не произошло. В прошлом году, например, в Минсельхозпрод представили отчеты лишь 25 процентов сельхозтоваропроизводителей.
Скрывают реальное поголовье и владельцы личных подсобных хозяйств. Некоторые держат до 50 и более голов крупного рогатого скота, много свиней и не хотят лишней огласки о своей деятельности. Ведь тогда встает вопрос об оформлении фермерского хозяйства. А это уже – другой уровень ответственности, значительная налоговая нагрузка… Но это палка о двух концах.
– Чем меньше показываем поголовья в своей отчетности, тем меньше государственная поддержка, которая составила бы дополнительно десятки миллионов рублей, – говорит заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Северной Осетии Алан Кусраев. – И здесь явно недорабатывают местные власти.
В принципе, порядок регистрации домашних животных несложен: хозяин должен зарегистрировать их на ветеринарном участке и занести в похозяйственную книгу в администрации местного самоуправления. И при желании обеспечить такое требование можно. В одно время активно взялись за учет домашних животных в Беслане, где решили снабдить весь крупный рогатый скот специальными бирками, устраивали каждый месяц подворный обход. За муниципальными служащими закрепили улицы и те проверяли санитарное, ветеринарное, противопожарное состояние построек и животных, их численность. Не все идет гладко, но сама попытка навести порядок уже похвально.
В такой работе необходимо и взаимодействие различных структур исполнительной власти. Пример, приведенный по тому же Ардонскому району, говорит о том, что часть скота может находиться за пределами села и не попадать в отчетность. Заслуживает внимание и то, что Минсельхозпрод ставит вопрос о том, чтобы в случае необходимости было обеспечено право проверяющим войти и проверить хозяйство.
Учет скота нужен не только для того чтобы получить дополнительно государственную субсидию, но и для контроля за соблюдением норм содержания животных на подворье, нагрузки на пастбище в зависимости от возможностей последнего прокормить определенное поголовье. Но кто занимается такими расчетами в сельских поселениях? Или как охватить тем же ветеринарам прививками все поголовье животных, получить на них нужное количество медикаментов, если оно "укрывается"?..
В общем, вопрос полного учета домашних животных – далеко не праздный. И к его решению пора подойти со всей ответственностью.